Центробанк вводит новый порядок выдачи онлайн-кредитов для борьбы с мошенниками
Центральный банк Узбекистана прокомментировал введение с 1 ноября нового порядка выдачи онлайн-кредитов кредитными организациями для предотвращения случаев мошенничества. Отмечается, что мера временная и продлится до 1 апреля следующего года.
В ЦБ сообщили, что на сегодняшний день участились случаи оформления онлайн-кредитов на имя граждан через мобильные приложения коммерческих банков с использованием методов социальной инженерии посредством цифровых технологий, а также незаконного присвоения кредитных средств, поступивших на банковские карты, через P2P-переводы.
По данным регулятора, за прошедший период 2024 года путем мошеннического оформления онлайн-кредитов на имя граждан в 463 случаях был нанесен материальный ущерб в размере около 15 млрд сумов.
С целью предотвращения случаев этого вида мошенничества был изучен опыт ряда развитых стран и выявлено, что для этого при выдаче онлайн-кредитов в Европейском Союзе, Австралии и Российской Федерации существует практика 14-дневного, в США трехдневного, в Канаде двухдневного «периода охлаждения».
В связи с этим Центральный банк вводит временный порядок, направленный на предотвращение подозрительных мошеннических операций с банковскими картами в процессе предоставления кредитными организациями онлайн-кредитов физическим лицам. Этот порядок будет действовать с 1 ноября 2024 года по 1 апреля 2025 года.
Согласно новому порядку, граждане должны пройти биометрическую идентификацию в процессе подачи заявки на выдачу кредита через мобильное приложение кредитной организации.
Установление этого требования позволит удостовериться, что заявка на получение кредита подана лично гражданином, и еще раз подтвердить его личность.
Согласно временному порядку, кредитные организации после подачи гражданином заявления на получение кредита проводят проверку (скоринг) его кредитной истории в базе данных кредитных бюро в 2 этапа (после поступления заявления и до выделения кредитных средств). Если в результате проверки будет установлено, что у клиента отрицательная кредитная история или повышенная долговая нагрузка, за короткий период было выдано несколько кредитов, и долговая нагрузка резко возросла, в выделении кредита будет отказано или будет выделена другая сумма.
«Это предотвратит выделение кредитных средств несколькими кредитными организациями на имя граждан, ставших жертвами мошенников», - пояснили в ЦБ.
Кроме того, если гражданин, прошедший новую регистрацию через мобильное приложение кредитной организации или вошедший в существующий аккаунт с другого устройства, впервые получает онлайн-кредит, в течение 48 часов с момента выделения этого кредита будут установлены ограничения на P2P-операции за счет кредита, переводы на счета физических лиц и электронные кошельки, пополнение счета телефонного номера через операторов мобильной связи, денежные переводы за рубеж и онлайн-обмен валюты.
Для снятия этих ограничений клиент в течение 48 часов должен позвонить на номера телефонов, указанные в SMS-сообщении, отправленном кредитной организацией, и сообщить, что он получил кредит без влияния мошенников. Сотрудник кредитной организации повторно свяжется с клиентом, проверит правильность предоставленной информации и проведет дополнительное подтверждение.
Добавляется, что указанные выше ограничения не влияют на возможность обналичивания выделенных кредитных средств гражданином по своему усмотрению или на такие операции, как оплата товаров и услуг, и эти операции могут осуществляться без каких-либо ограничений.
Если после перевода кредитных средств на банковскую карту гражданина денежные средства не были израсходованы, и в течение 48 часов будет установлено, что заявление на получение кредита было подано клиентом под влиянием мошенников или если клиент не пройдет дополнительное подтверждение, кредитный договор будет расторгнут кредитной организацией, а выделенные денежные средства будут возвращены на ее счет.
Добавить комментарий