Жалолиддин Бекмурадов: Инклюзивное общество – нравственная основа социального государства
В Новом Узбекистане достижение устойчивого развития путем возвышения человеческого достоинства и обеспечения интересов граждан поднялось на уровень приоритетной государственной политики и передовой тенденции современного управления. Инклюзивный подход происходит от латинского слова «includo», что означает присоединиться, стать полноправным участником, достичь равноправного партнерства.
Этот термин, вошедший в науку и практику в конце ХХ века, первоначально использовался только как понятие, выражающее включение и интеграцию инвалидов и людей с ограниченными возможностями в общество, но к XXI веку география применения данного термина резко расширилась. Феномен инклюзии теперь рассматривается как фактор активизации образовательных процессов, достижения равенства, согласия в налаживании взаимного сотрудничества и совместной деятельности в сельском хозяйстве, промышленности, проявления каждого субъекта как полноправного участника процесса, реализации своих сильных сторон. В ходе диалога Президента Шавката Мирзиёева со специальным представителем Европейского Союза по Центральной Азии Терхи Хакала подчеркивалась необходимость включения понятия инклюзивности во все аспекты жизни, отдельно упоминалась важность такого подхода, особенно в политической сфере, а также актуальность в сегодняшнем быстро меняющемся времени.
Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев отметил, что в нашей стране будет проводиться масштабная работа по созданию инклюзивного общества. В частности, малообеспеченные слои населения, лица с ограниченными возможностями, нуждающиеся в активной интеграции в общество, получат полную поддержку. В своем обращении по случаю Международного дня инвалидов Президент уделил особое внимание реализации в нашей стране системных и комплексных мер в этом направлении и сказал: «Хочу заверить, что мы мобилизуем все силы и возможности, чтобы наши граждане с инвалидностью не ощущали себя одинокими, могли овладевать необходимыми знаниями и профессиями, проявляли еще большую активность во всех сферах жизни, занимались физкультурой и спортом, приобщались к искусству».
Также в опубликованной перед началом Самаркандского саммита Шанхайской организации сотрудничества статье Президента Шавката Мирзиёева «Самаркандский саммит Шанхайской организации сотрудничества: диалог и сотрудничество во взаимозависимом мире» содержится мысль о том, что «ШОС сильна только тогда, когда силен каждый из нас», которая отчетливо выражает, что инклюзивность, равноправие, возможность взаимной гармонии являются единственным и наиболее правильным путем гуманизации всего человечества, а также что данный вопрос достиг уровня социальной необходимости.
Инклюзивное общество в широком смысле воплощает в себе инклюзивное образование и инклюзивное партнерство. По мнению экспертов, роль социального партнерства в развитии инклюзивного образования несравнима. Именно по этой причине одним из основных принципов развития инклюзивного образования является социальное партнерство.
Социальное партнерство – это система диалога, направленная на решение определенных социальных проблем, существующих в обществе, и достижение консенсуса по общей позиции на основе взаимного сотрудничества и согласования интересов органов государственной власти и институтов гражданского общества.
Примечательно, что в нашей стране создаются прочные правовые основы для построения инклюзивного общества. Важным документом, принятым в этом направлении, стал Закон Республики Узбекистан от 25 сентября 2014 года «О социальном партнерстве». Ведь в условиях стремительного развития современной сферы образования, ставшего сегодня жизненной необходимостью, большое значение имеет широкое использование возможностей социального партнерства и его адаптация ко всем сферам общественной жизни. Инклюзивный подход в конечном итоге позволит создать атмосферу взаимопонимания, поддержки и консенсуса в различных аспектах общественной жизни.
Как показывает опыт развитых стран мира, инклюзивный диалог особенно эффективен в практике проведения встреч трех поколений в махаллях, закрепления молодежи за представителями интеллигенции и предпринимателями, обеспечения сотрудничества семьи, махалли и образовательных учреждений. В частности, заслуживает внимания деятельность по инклюзивному образованию и воспитанию в школе, которая является специализированной формой социальной работы.
Изначально социальная работа в общеобразовательных школах была внедрена как инклюзивная практика в штате Нью-Йорк, США, с целью удовлетворения образовательных потребностей детей-инвалидов. После того, как тесное сотрудничество семьи и школы начало приносить положительные результаты эта практика стала широко применяться в 1906 - 1907 годах и в Чикаго, Бостоне, Хартфорде и Коннектикуте.
Первыми школьными социальными работниками, обеспечивающими сотрудничество семьи и школы, основу инклюзивного образования, были «навещающие учителя». Американский ученый Мэри Ричмонд (1861-1928) указывала на важность службы «навещающего учителя», который занимает стратегическую позицию между семьей и школой, устанавливает инклюзивный диалог. Стоит отметить, что в то время не было более подходящего способа сделать образование инклюзивным.
Другой известный американский социолог Дж. Оппенгеймер разработал и описал роль школьного социального работника, ответственного за инклюзивную коммуникацию, в ракурсе отношений школа - семья - общество. Профессор Колумбийского университета Дж. Эпштейн (1915-1996) отмечал, что «диалог в семье, касающийся школы, наряду с формированием в сознании ребенка значения и важности образования также служит и обеспечению взаимной поддержки между этими двумя основными факторами (семьей и школой) в жизни ребенка».
Американский профессор С. Жермен (1917-1995) отдавал приоритет роли социального работника в обеспечении инклюзивности в образовании, указывая на то, что деятельность «школьного социального работника» зависит не только от взаимодействия ребенка и школы, но и семьи и школы, общества и школы, также они помогают ребенку, родителям, обществу развивать социальную компетентность, и вместе с этим повышать способность школы реагировать на потребности и желания детей, родителей и общества. Основные объекты социальной работы в школе: учитель, родитель и ученик, правильное распределение задач между ними, контроль за их выполнением осуществляет социальный работник, здоровая среда в этих взаимоотношениях обеспечивается за счет правильной организации этой деятельности, потому что «школьные социальные работники выполняют свою научную и социальную миссию на основе сотрудничества семьи, школы и общества».
В инклюзивной среде равноправное, гармоничное и слаженное действие людей, сообществ и государств должно осуществляться в социальной направленности, а не в порядке индивидуального подхода какого-либо общества или отдельных лиц.
Особенно в нашей стране, где прославлению человеческого достоинства отдается приоритетное внимание такое движение приобретает более широкий социальный смысл. Роль инклюзивности в строящемся в нашей стране социальном государстве ярко отражена в следующих важных принципах:
- реализация ценности человека через его способности и потенциалы;
- становление каждого человека или коллектива реальным участником общественно-политической и созидательной деятельности;
- наличие у каждого человека, сообщества или государства своего голоса, места и роли в среде, основанной на равенстве;
- поддержка тенденции коллективного стремления каждого человека;
- установление приоритетной политикой государства выявление сильных сторон каждого человека и коллектива;
- создание среды, в которой фактор общности не отменяет разнообразия и индивидуальности;
- проявление личности как реального инициатора реформ, реализуемых в обществе;
- создание возможностей для достижения каждым человеком высшего статуса в профессиональном, интеллектуальном и художественном развитии, то есть уровня «профессионального совершенства».
Инклюзивность основана на целостности и взаимосвязанности всего человечества, соответственно большинство вызовов требуют работы не только на региональном, но и общемировом уровне.
Подчеркнув, что в развитии этого фактора кроется корень межличностной, межобщинной и межгосударственной интеграции, наш Президент отмечал, что: «Опираясь на опыт нашей многолетней совместной работы, мы уверены, что Самаркандский саммит ШОС подаст пример того, как можно запустить новый, инклюзивный диалог, основанный на принципах взаимоуважения, доверия, конструктивного сотрудничества во имя общей безопасности и процветания».
Инклюзивные отношения – социальное явление, подходящее именно для среды Нового Узбекистана. Потому что марксистский подход бывших советских времен, то есть правило, что «от каждого по способностям и каждому по потребностям», открывал путь к расслоению людей не естественным, а искусственным образом, также некоторые люди переходили в иждивенческое состояние, когда не прилагали усилий для полной реализации своих способностей и потенциала. Кроме того, данный принцип не предусматривает роста и развития человека, это по существу статическое, а не динамическое явление. А инклюзивность, как упоминалось выше, важна тем, что дает всем и каждому равные возможности для дальнейшего развития.
Именно инклюзивность способствует возникновению и широкому распространению точек роста – «драйверов» экономики в каждом секторе и направлении. В частности, на очередном важном этапе процесса коренной реформы системы государственного управления, опускание вертикальных структур управления до низшего уровня общества, то есть махаллинского звена закрепила устойчивую правовую и социальную базу для широкой реализации инклюзивного подхода в обществе. Действующие в махаллях помощники хокимов, молодежные лидеры, женские активистки сегодня формируют систему как вертикального, так и горизонтального общественного внимания среди представителей разных слоев населения, создают общую инклюзивную среду в обществе за счет обеспечения одинаковых, справедливых, равных условий, достойную жизнь, постоянные источники дохода и проактивную деятельность.
В своем выступлении в ходе диалога высокого уровня по вопросам глобального развития в формате «БРИКС плюс» Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчеркивал, что инклюзивное партнерство является необходимой платформой для продвижения повестки устойчивого развития, добавив, что в Узбекистане последовательно продолжается реализация реформ на основе принципа «Интересы человека превыше всего».
Основными приоритетами создания Нового Узбекистана глава государства обозначил совершенствование государственного управления, сокращение бедности и вхождение к 2030 году в число стран с уровнем дохода выше среднего и, главное, обеспечение за счет этого инклюзивного социального развития.
Кризисная ситуация, наблюдаемая в мировой экономике, создает препятствие для достижения инклюзивного развития всей глобальной торгово-инвестиционной системы.
В таких условиях важно:
- устранить препятствия и создать новую производственную и торгово-логистическую цепочку;
- привлекать инвестиции в проекты промышленной кооперации и модернизировать инфраструктуру;
- принимать согласованные меры по углублению сотрудничества в сфере трансфера технологий и внедрения инноваций, искусственного интеллекта, цифровизации, биотехнологий, в том числе производства вакцин.
Одним из важных направлений инклюзивного сотрудничества являются программы в области сокращения бедности и поддержки предпринимательства. Также невозможно добиться инклюзивного роста, не уделяя должного внимания развитию человеческого капитала.
Процессы построения Нового Узбекистана требуют всестороннего развития инклюзивного общества. Мировое сообщество внимательно изучает масштабные реформы, проводимые в нашей стране в этом направлении. Особенно отрадно и гордо отметить, что Генеральная Ассамблея ООН поддерживает многие инициативы Президента Республики Узбекистан, такие как принятие Конвенции о правах молодежи, объявление региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий, просвещение и религиозная толерантность.
14 декабря Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию о повышении роли парламентов всех стран мира по поддержке инклюзивного подхода к миру, благополучию и просвещению в ускорении достижения Целей устойчивого развития (ЦУР). Президент Узбекистана предлагал принять данную резолюцию на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2020 году.
В резолюции подчеркивается важная роль парламентов в сохранении солидарности и установлении многостороннего сотрудничества для поддержки инклюзивного, устойчивого восстановления после различных глобальных угроз, особенно пандемии COVID-19, а также для ускорения действий по обеспечению равного устойчивого развития всех стран.
Следовательно, инклюзивное общество имеет большое значение как социальный феномен, расширяющий возможности сохранения текущего социального, экономического, духовного и экологического состояния мира и положительно принимающий завтрашний день.
Добавить комментарий