Жалолиддин Бекмурадов: Инклюзивные тенденции экономического роста актуальны для Узбекистана
Соблюдение принципа инклюзивного роста, обеспечение стабильного и непрерывного протекания этих процессов в современном мире является чрезвычайно важной глобальной и в то же время региональной задачей. Сосредоточение внимания на инклюзивности экономического роста становится предметом пристального внимания самых влиятельных экономических, политических и финансовых организаций мира. В частности, международный вебинар (Joint Vens Institute Webinar Vfy 20, 2022) на тему «Как достичь инклюзивного роста» в Вене посвящался поиску решения этой проблемы.
Тогда на крупном мероприятии заместитель директора по финансовым вопросам Международного валютного фонда Валери Серра констатировала, что несбалансированный рост в условиях глобализации социальных проблем (неравенство и бедность, социальная несправедливость, гендерная и этническая дискриминация, экономическая нестабильность) и изменение климата сегодня препятствуют глобальному развитию.
Инклюзивные тенденции экономического роста являются весьма актуальной задачей для Узбекистана, строящего социальное государство. В этом плане в стране проделана значительная работа, наблюдаются позитивные преобразования. Неравномерность развития мировой экономики создает дисбаланс в уровне жизни населения, что в свою очередь может создать риск роста социального недовольства в обществе. С учетом этого необходимо принять опыт построения социального государства Нового Узбекистана и политику инклюзивного экономического роста, то есть доктрину защиты интересов человека, в качестве доминирующего подхода.
Действительно в течение последних двух столетий высокие темпы роста были главной тенденцией мирового развития. Следует отметить два взаимоисключающих аспекта этой тенденций. С одной стороны, это рост потребительской способности населения, повышение уровня жизни, улучшение показателя объема валового внутреннего продукта на душу населения, увеличение продолжительности жизни, развитие современных информационных технологий и искусственного интеллекта, которые облегчают жизнь людей, с другой стороны - это экологический кризис, быстрое распространение различных эпидемиологических заболеваний, изменение климата и возникающие вследствие этого глобальные техногенные и природные катастрофы.
Игнорирование темпов инклюзивного экономического роста привело социальный баланс в некоторых странах мира к беспрецедентному уровню. Согласно официальным источникам, благосостояние 8 мультимиллиардеров мира превышает средства 2 миллиардов человек в мире. Также только в Люксембурге валовой внутренний продукт на душу населения составляет 100 тысяч долларов, в то время как в стране Бурунди на Африканском континенте этот показатель остается всего на уровне 800 долларов. Сегодня более 2 миллиардов человек в мире (25 процентов человечества) страдают от голода, лишены доступа к чистой питьевой воде.
Показатели развития в Узбекистане носят устойчивый характер, чрезвычайно важными при этом являются качественные характеристики данного развития. Именно поэтому бывший министр финансов Тимур Ишметов в беседе с журналистом Райаном Чилкотом говорил о целесообразности достижения Узбекистаном инклюзивного экономического роста в кратчайшие сроки.
«Если обратить внимание на предыдущую экономическую политику и статистические данные, то можно заключить, что в стране наблюдался очень хороший период роста, – сказал Т. Ишметов. – Никто не может этого отрицать. В течение почти 10 лет у нас рост ВВП был на уровне 6-7% в год. Это, конечно, здорово, однако рост не был инклюзивным, а значит он смог удовлетворить лишь небольшую часть населения. Нам нужен не просто прогресс, а инклюзивный экономический рост».
Действительно, нам необходимо не только развитие, но инклюзивный рост, который знаменует о выгоде для большинства, повышении производительности, эффективности, создании конкурентной среды, внесении инвестиций в человеческий капитал и обеспечении обучение молодых людей базовым навыкам, которые бы действительно отвечали требованиям бизнеса.
Роль государства в инклюзивном экономическом развитии становится причиной различных научных дискуссий. Некоторые критики задаются вопросом, сможет ли китайская «авторитарная машина роста» победить Запад. Также внимание привлекает опыт Сингапура, добившегося высокого развития за счет авторитарного правления.
Гарвардский профессор Амрита Сен рассмотрела концепцию инклюзивного развития с той точки зрения, что вопрос обеспечения прав и свобод человека является важным процессом, способствующим росту личных доходов. Она разделила свободу развития на пять категорий: политическая свобода, прозрачность, безопасность, экономические и социальные возможности.
Вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Анна Бьерде отметила, что у правительства Узбекистана есть все возможности для достижения поставленных перед собой больших целей в области экономического развития. По ее твердому убеждению, Узбекистан должен продолжать свои коренные реформы для борьбы с глобальными кризисами и построения инклюзивной рыночной экономики.
Также, по словам Анны Бьерде, для достижения амбициозных целей правительства Узбекистана сократить вдвое уровень бедности к 2026 году и стать страной с уровнем дохода на душу населения в верхней части группы стран со средними доходами к 2030 году страна должна ускорить темпы роста ВВП на душу населения до не менее 9% в год.
На основании изложенного выше можно сделать вывод, что концепция инклюзивного роста и развития включает в себя теории современного экономического развития, вместе с тем создает необходимость переосмысления роли государства в современных процессах экономического развития и роста. Результаты таких исследований обобщаются по трем принципам. Первый принцип - «невозможно достичь устойчивого развития без эффективного государственного управления». Второй - «государственные и рыночные функции взаимодополняют друг друга, но не заменяют». Третий - «для обеспечения хорошей экономической политики и макроэкономической стабильности необходимы развитый человеческий капитал, устойчивый рост и инклюзивные действия по сокращению бедности». При этом для эффективного государственного регулирования важно наладить взаимодействие рынка, государства и гражданского общества.
Добавить комментарий