«А у вас есть «клик»?» или Почему становится сложнее расплатиться пластиковой картой?
Узбекистан постепенно переходит от наличной оплаты за приобретаемые товары и услуги к безналичной, в том числе удаленной и бесконтактной. Толчком к развитию этой сферы послужила в какой-то мере пандемия коронавируса. Хотя сам процесс замены бумажных денег на электронные начался далеко не сегодня. Однако не смотря на принятые шаги в этой сфере, все еще остаются значительные недостатки.
На заре развития системы оплаты с помощью терминалов и банковских карт потребители сталкивались с проблемами отказа принимать их. Продавцы в большинстве случаев предпочитали наличные деньги. И каждый раз звучали самые разные причины. То терминал на проверке, то прибор разрядился, а заряжать долго. А то его вовсе нет. В общем, каждый изворачивался как мог, лишь бы получить нал. Тем более что его порой не пропускали через кассу в обход налогов.
С постепенным изменением системы электронных платежей такая проблема, казалось бы, должна была сойти со временем на нет. Все большее развитие и популярность стали получать системы мобильного банкинга, такие как Click, Payme, Upay и другие. И тут потребители оценили по достоинству удобства платежей, которые можно сделать, не выходя из дома и не стоя в очередях в кассах тех же райгазов, электросетей и т.д. Достаточно было иметь пластиковую банковскую карту, чтобы привязать ее к мобильному приложению и платить за товары и услуги.
Развитие дистанционного, а после и бесконтактного способа купли-продажи стало в какой-то мере необходимостью, особенно в последние несколько лет. Однако и здесь не обошлось без «но». Так, предприимчивые дельцы нашли способ и здесь делать бизнес, который приносит чистую прибыль без необходимости платить налог. А именно использовать системы электронных платежей, осуществляя денежный перевод с карты покупателя на свою. При этом без проведения этих операций через кассовый аппарат, причем проценты за перевод – из кошелька потребителя. Предприниматель – в плюсе. А вот потребитель в частности и государство в целом – отнюдь.
…Заходим с ребенком в кафе в центре Самарканда. Берем пирожные и протягиваем пластиковую карту. «Ой, извините, а у нас терминала нет», - извиняющая улыбка кассира как бы должна смягчить отказ. Для первого раза, да и для второго-третьего, это еще срабатывает. Тем более, как объяснишь ребенку, что обещанная «вкусняшка» не достанется, потому что недобросовестный предприниматель в лице владельца точки общепита не удосужился все сделать по закону? Понятное дело, в большинстве своем поворчишь и либо вынешь из кармана наличность или побежишь искать ближайший банкомат.
«А у вас есть «клик?» - тем временем «любезно» предлагается альтернатива. Эдакий «козырь в рукаве» - сделать перевод с карты на карту с помощью мобильных приложений. К слову, «клик» – уже стал нарицательным словом в обозначении таких операций. Последний вариант и в самом деле кажется наилучшим в подобной ситуации. Однако при ближайшем рассмотрении окажется, что помимо стоимости товара придется доплатить проценты, выставляемые за услугу трансфера.
Остается осадок. И после уже не захочется посещать это кафе, как бы вкусно здесь ни готовили. Кто-то воскликнет: «Ой, процент незначительный, было бы из-за чего расстраиваться!» А теперь представьте, что это не пара пирожных, а покупка крупной бытовой техники, мебели или чего-то, что предполагает большой расход, а вместе с ним и дополнительную трату за те самые проценты. И, даже если вам предложат скидку, то она по факту и не скидка вовсе. Да еще и чек, который можно было бы зарегистрировать в системе кешбэка, тоже не выдается. Так что выходит двойная накладка.
К слову такой случай произошел с нашей читательницей в том же Самарканде. «Зашла в популярный магазин игрушек за подарком к празднику ребенку. Выбрала набор лего за 450 тысяч сумов, мне предложили за него небольшую скидку. Через терминал не стали проводить, а предложили оплатить через «Клик». Что-то там с аппаратом, мол. Я сказала, что оплачу, но тогда скидка бесполезна, ведь мне придется оплатить услугу перевода. На что продавец ответил: поэтому и такая скидка, иначе отдали бы своей цене», - рассказала женщина. К слову, она приобрела в итоге этот набор, поскольку на тот момент ей казалось, что выбора не было.
Хотя в Государственном налоговом комитете редакции издания Aktualno.uz сообщили, что выбор все-таки был. Можно было обратиться с жалобой на продавца в налоговые органы.
«В случае отказа от приема оплаты через банковскую карту физическое лицо может обратиться в налоговые органы через мобильное приложение «Soliq» в разделе «Налоговый партнер» или любым другим удобным способом (телефон доверия, веб-портал, на бумажном носителе)», - отметили в Управлении выездных налоговых проверок ГНК, добавив, что еще можно обратиться в Агентство по защите прав потребителей.
Но часто ли потребители это делают? Особенно, когда обстоятельства и условия требуют услугу и товар получить быстро, не дожидаясь тщательного разбирательства? Как это произошло в Сурхандарьинской области с приехавшей по рабочим делам жительницей Ташкента. В гостинице, где она планировала остановиться, ей отказали принимать оплату с помощью терминала, опять-таки предложив в качестве альтернативы денежный перевод. Стоит ли гадать, как поступила в этой ситуации девушка? И эту картину, к сожалению, можно увидеть в любом уголке Узбекистана, будь то главный город страны или отдаленный кишлак на краю республики. Даже продавщицы популярного среди населения кисломолочного продукта, известного как «курт», по дороге в Джизакскую область недолго думая предложат купить вам свой товар при помощи таких денежных переводов.
Мы задали ряд вопросов по этой проблематике в ГНК. В частности, с какой целью предприниматели предпочитают оплату через электронные платежные системы, а не с помощью терминала? Какие преимущества это дает предпринимателю, в чем его выгода? На что нам ответили: «При приеме платежей через электронные платежные системы эти денежные средства не облагаются налогом, так как эти средства перечисляются на банковскую карту, владельцем которой является физическое лицо. В свою очередь суммы, пробитые через платежный терминал, причем эти платежи также должны отражаться в онлайн-ККТ, отражаются на банковском счете самого предпринимателя». И вывод – «данные действия дают возможность предпринимателю уклоняться от уплаты налогов, что является нарушением налогового законодательства».
При этом подчеркнуто, что «субъекты предпринимательства обязаны использовать онлайн-ККМ и виртуальные кассы и выдавать покупателям чек с QR-кодом и фискальной отметкой. Фискальный чек выдается покупателю как при оплате наличными, так и через терминал». Это положение отражено в Указе Президента от 6 сентября 2019 года «О мерах по внедрению современных информационных технологий в систему расчетов в сфере торговли и оказания услуг, а также усилению общественного контроля в данной сфере». Таким образом, нормативно-правовая база годами подразумевает одно, а некоторые дельцы все ищут способы обойти законодательство страны, в которой они живут и осуществляют свою предпринимательскую деятельность. По всей видимости, либо предоставляемых государством льгот этим «бизнесменам» все время мало, либо они просто гонятся за наживой любым способом.
К слову, налоговики подчеркнули: если контрольно-кассовая техника и расчетные терминалы не применяются и покупателям не выдаются чеки, то за эти нарушения предусмотрен штраф в размере 5 млн сумов. Это отражено в статье 221 Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции.
В редакции также поинтересовались, имеет ли право предприниматель отказывать потребителю в оплате с помощью банковской карты через терминал. Ответ на это категоричен - нет. И, конечно, за подобные операции со стороны недобросовестных предпринимателей существует ответственность.
«Согласно правилам розничной торговли в Республике Узбекистан (Постановление Кабинета Министров от 13 февраля 2003 года №75), в стационарных торговых точках и объектах выездной торговли должно быть обеспечено наличие расчетного терминала по приему платежей с использованием банковских пластиковых карт», - утверждают в ГНК.
Так, отказ от приема платежей через банковскую карту является нарушением этих правил, а значит, может стать поводом для проведения выездных налоговых проверок. Но, опять-таки, при наличии обращения по данному факту. В случае подтверждения фактов правонарушения в отношении продавца применяется административная ответственность. В налоговом комитете уточнили, что это влечет наложение штрафа на граждан от 1 до 5, а на должностных лиц - от 5 до 7 базовых расчетных величин согласно статье 164 Кодекса об административной ответственности. А в отношении субъекта предпринимательства, напомним, применяется финансовый штраф в размере 5 млн сумов. При повторной проверке в течение года после применения штрафа его размер увеличивается в два раза согласно той же статье 221 Налогового кодекса.
С наказанием по таким правонарушениям, которым по сути и являются подобные операции с денежными переводами, более или менее ясно. Теперь попробуем разобраться, как именно налоговые органы борются с такими махинациями со стороны предпринимателей? Ответ уже был обозначен выше - проводятся выездные налоговые проверки, а также профилактические мероприятия по предотвращению таких фактов.
В ГНК также добавили, как именно проводится налоговая проверка, если в отношении предпринимателя поступит жалоба о невыдаче чека. Приказом о проведении выездной налоговой проверки утверждается программа ее проведения, в которой отражается перечень вопросов, подлежащих проверке. В частности, конкретно в наших случаях будет проверяться использование налогоплательщиком ККТ, соответствующих требованиям законодательства, выдача покупателям чеков ККТ или других приравненных к ним документов.
Итак, подведем все сказанное. В подобных ситуациях в плюсе остается предприниматель. Проигрышная позиция - у потребителя. Получается, что защиты у него в такой ситуации – только здравый смысл и всегда дополнительная наличность при себе. И вроде бы что-то делается, как, например, налоговые проверки. Но опять-таки только после сигнала от потребителя. Так кто же защитит его?
Мы ни в коей мере не преуменьшаем значение развития дистанционных платежных систем. Их удобство давно оценено по достоинству. Но тогда почему потребитель должен платить больше? А ведь есть немало положительных примеров, таких как оплата за коммунальные услуги, телефонию и интернет, покупку авиа- и железнодорожных билетов. Да и в целом в мобильных приложениях официально регистрируются поставщики самых различных услуг. Так почему же до сих пор недобросовестные предприниматели продолжают ловко обходить налоговую систему? И когда уже потребитель сможет задать вопрос «Вы принимаете оплату банковской картой?», не боясь услышать в ответ «А у вас есть «клик»?»..
Добавить комментарий