Эксперт ИСМИ рассказал о практической роли создания Совета старейшин Центральной Азии
На Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, прошедшей 16 ноября года в Ташкенте, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выдвинул целый ряд инициатив, направленных на укрепление регионального сотрудничества. Особый интерес вызвало предложение об учреждении Совета старейшин Центральной Азии. Для одних это выглядит как возвращение к традициям, для других – как новый формат региональной дипломатии. В чем заключается реальный смысл этой инициативы и какую практическую роль она может сыграть для будущего Центральной Азии? С этим вопросом мы обратились к первому заместителю директора Института стратегических и межрегиональных исследований Акрамжону Неъматову.
– Инициатива Президента Узбекистана по созданию Совета старейшин Центральной Азии действительно заслуживает особого внимания, поскольку она выходит за рамки привычных институциональных решений и опирается на глубинную социальную и культурную логику нашего региона. Речь идет не о формальном органе и не о политической надстройке, а о возвращении к тем механизмам общественного согласия, которые исторически обеспечивали устойчивость и внутреннюю гармонию центральноазиатских обществ, - рассказал Акрамжон Неъматов.
Центральноазиатские общества исторически опирались на институт старейшин как механизм поддержания социального мира, разрешения конфликтов и выработки согласованных решений. В отличие от формально-юридических структур, старейшины обладали легитимностью, основанной на доверии, опыте, знании традиций и признании со стороны общества. Именно эта форма общественного арбитража обеспечивала устойчивость сообществ в условиях политических трансформаций, внешних угроз и внутренних противоречий.
Перенос данной логики на региональный уровень позволяет создать уникальный неформальный канал межгосударственного общения, свободный от давления текущей политической конъюнктуры, идеологических различий и внешнего влияния. Совет старейшин не подменяет собой официальные институты и не конкурирует с государственными органами, а дополняет их, создавая пространство доверительного диалога, где могут обсуждаться чувствительные вопросы, не готовые к формализации.
С точки зрения региональной безопасности, Совет старейшин способен выполнять функцию превентивной дипломатии. Его члены, обладая высоким моральным авторитетом и знанием региональной специфики, могут своевременно выявлять риски эскалации, способствовать деэскалации напряженности, выступать посредниками в кризисных ситуациях и предлагать компромиссные решения до того, как проблемы перейдут в открытую фазу. Такой подход соответствует лучшим международным практикам раннего предупреждения конфликтов, но при этом укоренен в собственных традициях Центральной Азии.
Особое значение Совет старейшин имеет для укрепления регионализма как «социального клея». В условиях, когда формальные интеграционные механизмы зачастую сталкиваются с ограничениями суверенитета, недоверием и различием национальных интересов, именно неформальные институты позволяют поддерживать чувство общности, солидарности и взаимной ответственности. Совет старейшин может стать носителем и транслятором региональных ценностей – добрососедства, взаимного уважения, терпимости, компромисса и мирного сосуществования.
Кроме того, консультативная роль Совета старейшин способствует принятию более взвешенных и долгосрочных решений. Опираясь не на сиюминутные политические расчеты, а на исторический опыт, культурную память и понимание общественных настроений, старейшины способны предлагать рекомендации, ориентированные на устойчивое развитие региона в целом. Это особенно важно в вопросах, затрагивающих водно-энергетические ресурсы, экологические вызовы, миграцию, транспортную взаимосвязанность и гуманитарное сотрудничество.
Важно подчеркнуть, что Совет старейшин усиливает легитимность регионального сотрудничества в глазах обществ стран Центральной Азии. Его деятельность создает ощущение вовлеченности не только элит, но и народов региона в процессы принятия решений. Тем самым формируется мост между государствами и обществами, между поколениями, между прошлым опытом и будущими стратегиями развития.
Важно отметить, что устойчивость регионов формируется не только через договоры и институты, но и через нормы, ценности, идентичность и практики взаимодействия. В этом смысле Совет старейшин выступает инструментом формирования центральноазиатской идентичности, закрепляя представление о регионе как о пространстве общего исторического пути, общих вызовов и общей судьбы.
В целом Совет старейшин можно рассматривать как инструмент укрепления устойчивости и субъектности Центральной Азии – пространства, объединенного общим историческим путем, общими вызовами и ответственностью за общее будущее. Именно в этом заключается стратегическая ценность данной инициативы.
Добавить комментарий