День в музее или почему мы так редко посещаем храмы муз
Есть такой американский писатель Артур Блох. К сожалению или к счастью, не знаком с его творчеством, но попавшаяся когда-то на глаза фраза, принадлежащая его перу, врезалась в память навсегда: «миллионы людей страстно мечтают о бессмертии, однако не знают, чем им заняться в дождливый воскресный день…»
В один из таких дней мне и пришла в голову идея посетить относительно новый музей победы в одноименно парке Ташкента.
Дизайн музея инновационный. Это радует. Восковые фигуры, бутафорские улицы и сцены из боевых действий заставляют почувствовать себя участником театральной постановки. Но…
Возле каждого экспоната есть небольшая зеленая кнопка, на которой написано: поднесите аппарат, чтобы услышать дополнительную информацию. Честно говоря, не сразу понял, что это значит. Спросил у грустно стоящего рядом сотрудника. Тот ответил, что на ресепшн дают специальные наушники и услуга платная. Бог с тем, что платная, - ответил я. Почему мне даже не предложили ее?
Сотрудник пожал плечами, а я в раздумьях оглянулся вокруг. Парочка пубертатного возраста, дедушка с внуком и я – вот и все посетители музея воскресного дня по полудни. Промелькнула мысль: если во всех музеях сотрудники такие же вялые как здесь, если не использовать современных методов привлечения и заинтересованности людей, то музейному искусству (даже в самой современной подаче) «крышка».
Для пущей наглядности обратимся к официальным данным. По информации Агентства культурного наследия в Узбекистане действуют 130 музеев. В их числе государственные и их филиалы, музеи-заповедники, дома-музеи, музеи при министерствах и частные. По информации Госrомcтата на 1 января 2021 года музеи посетило 5,1 млн человек (включая иностранных гостей). Статистики на этот год не нашел, но не думаю, что за год рост был значительным. При учете 35 миллионного населения страны – это просто мизерный процент посещения.
26 апреля этого года Президент Шавкат Мирзиеев провел совещание по вопросам развития сферы туризма и музейной деятельности. Согласно озвученным данным, в музейный фонд Узбекистана – это 2,5 млн экспонатов, 112 тыс. из них уникальны и представляют важность не только для истории страны, но и для всего мирового сообщества. Такие уникальные экспозиции имени Савицкого, Термезский археологический и Государственный музей искусств пользуются особой популярностью среди иностранных гостей, но на локальном уровне практически не посещаются.
Другая серьезная проблема – хищение достояния музейного фонда. За 30 лет из 14ти музеев страны расхищено более 3х тысяч уникальных культурных ценностей, ущерб превысил 4 трлн сумов.
Первый заместитель Агентства культурного наследия Турсунали Кузиев говорит о том, что хищение – это проблема глобального уровня. То есть воровали не только у нас, потери были в Питерском эрмитаже и даже во Французском Лувре.
Это понятно, вопросы в том, как бороться с желанием отдельных лиц выносить из фонда истории и культуры уникальные ценности? Какие методы и проекты использовать для привлечения посетителей? Что делать с сотрудниками музеями, которых за безучастность, в отдельных и не единичных случаях, можно спутать с экспонатами?
Весной этого года Президент подписал Постановление «О мерах по развитию сферы услуг в музеях». Документ, как говорят исполнители, серьезный и предусматривает ряд нововведений по деятельности музеев страны. Думаю, выводы можно будет делать, по итогам исполнения поставленных в нем задач.
В соответствии с Постановлением с 1 июля 2022 года государственным музеям ежегодно из бюджета будет выделяться по 3 млрд сумов, музеям в регионах – по 500 млн сумов на приобретение культурных ценностей и произведения изобразительного и прикладного искусства. Кстати, в продолжении темы пополнения фонда ценных экспонатов, приведу слова Турсунали Кузиева. В одном из своих интервью он заметил, что локальные эксперты постоянно отслеживают международные аукционы, на предмет представленных коллекционных лотов, имеющих историческую ценность для страны.
Если наши находят в их числе вывезенные незаконным путем экспонаты, то начинается процедура по возвращению реликвий домой. Большую помощь оказывают музеям меценаты, покупающие на аукционах наследие культуры и искусства Узбекистана в дар нашим храмам муз.
Первый заместитель главы Агентства культурного наследия также отметил, что сотрудников музеев, надо стимулировать финансово, поднимать им заработные платы. Над решением этого вопроса в ведомстве и работают сегодня. Понятно, что за этим и вопрос аттестации. Говорят, оставлять будут самых лучших. Поживем увидим, как говорится…
На самом деле, глобальная трансформация мира и сознания людей сегодня всё переводит в цифровую плоскость. Виртуальные музеи давно вошли в нашу жизнь. В Узбекистане такие проекты тоже существуют, в государственном музее истории Темуридов уж точно был. И это тоже новация в жизнь музеев. А как вам идея оживления экспозиций, ну прям как в фильме «Ночь в музее»? Понятно, что для этого есть технологии, не дешевые это точно. В ближайшем будущем, хочется верить, увидим и такое.
Напоследок вопрос: современный «team building» в музее пробовали? Экскурсии в музей для сотрудников организаций, думаю будет полезен. И для развития музеев, и для культурного воспитания уже взрослых людей.
P.S. Глобальная проблема сохранности музеев под открытым небом в Узбекистане, в последние годы ищет своего решения. Возможно, в следующий раз поговорим об этом.
Хумоюн Хасанов
Добавить комментарий