Как Ташкентский международный финансовый центр поможет улучшить инвестиционный климат в Узбекистане? В интервью Aktualno.uz рассказал заместитель генерального директора Агентства стратегического развития Азиз Гафуров

12.08.2022 11:00

Агентство стратегического развития Республики Узбекистан говорит о создании Ташкентского международного финансового центра. Что это значит для Республики, почему центр нужен не только зарубежным инвесторам, но и гражданам Узбекистана, в интервью нашему сайту рассказал Азиз Гафуров — заместитель генерального директора АСР. 

 - Один из текущих проектов Агентства — это создание Ташкентского международного финансового центра. Почему организация реализует данный проект? 

 - Одно из направлений деятельности Агентства — вопросы улучшения инвестиционного климата Республики Узбекистан. Именно поэтому Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым была поставлена задача — создание Ташкентского международного финансового центра (ТМФЦ). Агентство стратегического развития с большим вниманием относится к организации работы по созданию международного финансового центра в Ташкенте как площадки по привлечению капитала, талантов и технологий в Узбекистан. Мы опираемся на лучшие международные практики, которые свидетельствуют, что международные финансовые центры являются одним из наиболее эффективных инструментов реализации инвестиционной политики. 

 - В мире сегодня более 120 МФЦ, они повсеместно создаются в развивающихся странах. А какие цели преследует правительство данных стран, создавая их? Какие эффекты дает МФЦ экономике страны расположения? 

Международные финансовые центры способствуют привлечению прямых и портфельных инвестиций в страну расположения, увеличению налоговых поступлений, созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест, развитию финансового рынка. Кроме этого, есть ряд сопутствующих выгод, связанных с ускорением процесса социально-экономического развития: улучшение качества институтов и достижение макроэкономической стабильности, развитие городской среды и укрепление международного бренда страны.

МФЦ сегодня – универсальная площадка по сопровождению глобальных инвесторов в рамках деятельности в стране или регионе, а также инструмент развития финансового рынка и деловой среды страны расположения. Так, объем рынка, сформированный за счет деятельности МФЦ в Дубае в течение 16 лет деятельности центра (2004-2020), составил 784 млрд долларов США, а вклад финансовой отрасли в ВВП Сингапура вырос с 3,5% в 1960 году до 15% в 2020 году за счет деятельности МФЦ. 

 - Каким будет финансовый центр в Ташкенте?

 - Создание ТМФЦ предполагает развитие как физической инфраструктуры, включая строительство делового квартала в Ташкенте, развитие социальной и транспортной инфраструктуры города, развитие так называемой институциональной, мягкой инфраструктуры – это финансовый рынок, деловая среда, налоговая и правовая система.

С учетом высокого уровня цифровизации финансового сектора и существующего опыта, предлагается создание в Ташкенте полноценного цифрового МФЦ – платформы взаимодействия участников центра, сервисов-услуг администрации центра и регулирующих деятельность центра органов власти. 

 - Какие конкурентные ниши, специализацию вы видите для Ташкента как для МФЦ? 

 - Создание международного финансового центра сегодня дает существенные преимущества Ташкенту перед другими МФЦ, так как позволяет создать ТМФЦ с учетом апробированных практик, актуальных запросов инвесторов и тех вызовов, что формируются на мировых финансовых рынках последние годы.

Среди вероятных направлений специализации для ТМФЦ можно выделить, например, создание инфраструктуры хранения и обработки данных для финансовых организаций, для обслуживания денежных переводов, создание специального хаба поддержки исламского банкинга, акселератора для финтех-стартапов и многое другое. 

 - Cтанет ли МФЦ эффективным инструментом развития для экономики Узбекистана? Как планируется это достичь? 

 - Создаваемый Международный финансовый центр в Ташкенте будет способствовать решению двух задач национального развития Узбекистана. Во-первых, ТМФЦ должен стать ключевым инструментом инвестиционной политики. Во-вторых, что особенно важно, ТМФЦ рассматривается как «положительный коэффициент» для процесса реализации масштабной программы экономических и социальных реформ Узбекистана. 

Предполагаемый фокус действий в рамках процесса создания международного финансового центра в Ташкенте – развитие национального финансового рынка в части применения механизмов для увеличения ликвидности, числа участников и инструментов финансового рынка, а также развитие деловой среды, модернизация налогового и правового режима страны в части инвестиционной и финансовой деятельности, развитие человеческого капитала в целях подготовки высококвалифицированных кадров.

МФЦ в Ташкенте приведет к появлению новых источников роста для социально-экономического развития Узбекистана, соразмерных, по нашим предварительным оценкам, дополнительно 1% ВВП ежегодно, что может быть направлено на решение актуальных вопросов в социальной сфере, развитие инфраструктуры. 

 - Вы отметили, что важное направление деятельности по созданию МФЦ – это развитие финансового рынка. В каком он сейчас состоянии и как создание финансового центра повлияет на его развитие в Узбекистане? 

 - Как ранее отмечалось, предполагается активное участие финансового сектора в решении актуальных социально-экономических задач. Для этого требуется емкая и развитая финансовая система. Национальный финансовый рынок Узбекистана обладает существенным потенциалом для динамичного роста. 

Финансовый рынок находится в центре деятельности любого финансового центра. Представители Экспертно-консультативной группы по созданию ТМФЦ отмечают, что необходимо развивать финансовый рынок совместно с профильными органами власти сразу по нескольким направлениям: развитие новых финансовых инструментов, увеличение клиентской базы, развитие расчетной и учетной инфраструктуры. 

Увеличение количества акций локальных эмитентов в свободном обращении, стимулы для привлечения капитала через механизмы размещения ценных бумаг и запуск рынков уникальных для Центральной Азии продуктов – одни из ключевых элементов для создания предложения финансовых продуктов на рынке Узбекистана. Повышение финансовой грамотности, удобный доступ и борьба с недобросовестными практиками должны помочь привлечь разные категории инвесторов на финансовый рынок. 

Повышение узнаваемости финансового рынка Узбекистана должно стать одним из важнейших направлений работы в рамках реализации проекта ТМФЦ: брокеры, управляющие, инвестиционные и финансовые советники из разных государств должны рассматривать инструменты рынка Узбекистана в качестве направлений инвестирования для своих клиентов. 

 - Важная составляющая конкурентоспособности МФЦ — деловая среда и корпоративное управление. Как вы оцениваете среду, созданную в Узбекистане для глобальных инвесторов? Как создаваемый ТМФЦ может поспособствовать развитию деловой среды Узбекистана, повышению привлекательности национальной юрисдикции? 

 - Республика Узбекистан обладает хорошей базой для развития корпоративного управления. В первую очередь, это качественные изначальные нормы корпоративного законодательства. В том числе направленные на защиту миноритарных инвесторов. Задача в рамках проекта ТМФЦ — обеспечить дальнейшее развитие корпоративного управления в Республике Узбекистан и его выход на эталонный уровень. Важно повысить инвестиционную привлекательность Республики Узбекистан. Это станет одним из элементов создания эффективного финансового рынка, позволяющего размещать акции на большие суммы и по высокой оценке. Такой рынок акций будет инструментом привлечение долгосрочных инвестиций в экономику.

 - Какие планы по запуску ТМФЦ? Когда он начнет свою деятельность? 

- Необходимо отметить, что в Ташкенте уже сформировался финансовый кластер, который объединяет регулятора финансового рынка, биржи, банки и страховые компании, финансовые организации, а также крупные компании. Это сильная основа для создания ТМФЦ. 

При этом, развитие глобально конкурентоспособного МФЦ, отвечающего запросам инвесторов со всего мира – это долгосрочная задача. Мы хорошо понимаем, как двигаться по этому пути, как последовательно создавать инфраструктуру МФЦ. Многие обсуждаемые инициативы по развитию МФЦ не требуют много времени, могут быть реализованы в достаточно короткие сроки и иметь ощутимые эффекты как для финансового сектора, так и для экономики Узбекистана в целом. 

Для успеха важна координация разных ведомств государственной власти, так как вопрос создания ТМФЦ носит комплексный характер и предполагает активное межведомственное взаимодействие. Агентство выступает площадкой для консолидации позиции органов власти, привлечения ведущих международных экспертов с опытом реализации подобных проектов. 

В данный момент ведется работа международной экспертно-консультативной группы с целью выработки модели и плана развития, специализации, стратегических направлений деятельности ТМФЦ.

Добавить комментарий
Комментарии
12.08.2022 14:58
А чё он такой довольный?
12.08.2022 11:59
Такой финансовый центр нужен, но смогут ли довести его до ума?
Экономика
Другие новости
Названы победители впервые проводимого в Узбекистане NASA International Space Apps Challenge
19:00 | 04.10
В Узбекистане официально отменили требование о единой школьной форме
18:00 | 04.10
Президент Узбекистана провел в Будапеште встречу с главами ведущих компаний и банков Венгрии
17:34 | 04.10
В связи с инцидентом на химпредприятии в Чирчике создана правительственная комиссия
17:18 | 04.10
Нобелевскую премию по физике присудили за квантовую запутанность
16:29 | 04.10
Мы в телеграм