Опубликован проект Конституционного закона об обновленной Конституции. На какие аспекты обратили внимание сенаторы в ходе его обсуждения?
Опубликован полный текст проекта Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан», сообщает сегодня Конституционная комиссия. Он опубликован на сайте meningkonstitutsiyam.uz, а также в сегодняшнем номере газет «Халк сузи» и «Народное слово».
Как мы сообщали накануне,14 марта, в Ташкенте состоялось тридцать восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса. Сенаторы рассмотрели вопрос о проведении референдума по проекту Конституционного закона «О Конституции Республики Узбекистан». Aktualno.uz приводит основные моменты, которые обсуждались участниками во время заседания.
Ранее 10 марта состоялось заседание Законодательной палаты, на котором было принято постановление о назначении и проведении этого референдума. В постановлении также было предусмотрено направить его в Конституционный суд для определения его соответствия Конституции и получения заключения.
При этом Конституционный суд 13 марта провел свое заседание, изучил вышеуказанное постановление и признал его соответствующим Конституции. В соответствии с Законом «О референдуме Республики Узбекистан», проект Конституционного закона рассмотрен в Сенате.
Отмечено, что учтены предложения народа, экспертов и специалистов, международная практика и опыт зарубежных стран. Было проведено всенародное обсуждение по проекту Конституционного закона, всего от населения поступило свыше 220 тысяч предложений по его совершенствованию, из которых каждый четвертый отражен в проекте.
В ходе подготовки проекта были тщательно проанализированы более 400 международных документов, принятых ООН, ОБСЕ, ШОС, ЕС, Организацией тюркских государств и другими международными организациями, конституции почти 190 стран.
Проект Конституционного закона неоднократно обсуждался с участием международных экспертов и специалистов с проведением около 10 зарубежных и международных экспертиз, а также был поддержан ими.
По информации пресс-службы Сената Олий Мажлиса, в проекте по принципу «человек-общество-государство» почти в 3,5 раза увеличиваются нормы, касающиеся прав человека. В частности, вносится норма, закрепляющая гарантии неприкосновенности личности в уголовном процессе, что каждый имеет право на свободу и неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений, ограничение этого права допускается на основании решения суда.
Впервые на уровне Конституции закрепляется, что государство создает условия для доступа к всемирной информационной сети Интернет.
В Конституции в три раза увеличены нормы, касающиеся социальных обязательств государства. В ходе обсуждения подчеркивалось, что государство берет на себя обязательство создания условий для полноценного использования объектов и услуг социальной, экономической и культурной сфер лицами с инвалидностью, содействия их трудоустройству и получению нуждающихся, повышения качества жизни социально уязвимых категорий населения, что также характерно для социального государства.
Закрепляется, что каждый имеет право на жилище, обязанность государства поощрения жилищного строительства и создания условий для осуществления права на жилище.
Сенаторы отметили, что в прошлом году в нашей стране были созданы условия для получения новых квартир 50 тысяч семей. В этом году планируется обеспечить жильем 90 тысяч, а в течение 2-3 лет – 200 тысяч семей. Настоящая конституционная норма является гарантией достижения этих целей и продолжения работы в этом направлении.
На заседании особое внимание обращено на то, что в проекте в 4 раза увеличены нормы, связанные с охраной здоровья населения. Впервые на уровне Конституции закрепляется право каждого на охрану здоровья и квалифицированное медицинское обслуживание.
Подчеркивалось, что государство берет обязательство бесплатного оказания ряда медицинских услуг населению. В 2023 году будет пересмотрен «Пакет гарантированных услуг», будет полностью охвачен объем диагностических, лечебно-профилактических услуг по 20 видам заболеваний, будут увеличены бесплатные первичные анализы по 20 распространенным заболеваниям с 15 до 25, обследования – с 10 до 20, лекарственные препараты – с 64 до 90.
Конституция в новой редакции гарантирует получение бесплатного высшего образования за счет государства на конкурсной основе. Сенаторы особо отметили, что до 2017 года количество государственных грантов для поступления в вузы только сокращалось, за последние шесть лет ситуация в этом вопросе полностью изменилась, количество грантов увеличилось в 2 раза и достигло 40 тысяч.
В проекте также отмечается, что государство создаст условия для развития дошкольного образования и воспитания, а начальное профессиональное образование является бесплатным. В ходе обсуждения отмечалось, что за последние шесть лет охват детей детским садом увеличился с 27% до 70%, в Конституцию включаются новые нормы, что позволит достичь новых целей в этом направлении.
Полностью искоренен принудительный труд, который долгие годы был огромной проблемой в нашем обществе и негативно сказывался на международном имидже нашей страны. Практическим результатом нашей работы в этом направлении стала отмена международной коалицией «Cotton Campaign» в 2022 году «хлопкового бойкота», который с 2009 года был клеймом для нашей страны.
Сенаторы отметили, что прямое закрепление в Основном законе запрета на любой детский труд, отрицательно влияющий на гармоничное развитие детей, будет гарантией того, что этот порок уйдет в историю.
В Стратегии развития Нового Узбекистана определена задача к 2030 году увеличить ВВП на душу населения в 1,6 раза, а доходы – более чем на 4 тысячи долларов и войти в число «стран с доходами выше среднего». Предлагаемые нормы служат достижению этих целей и обеспечению стабильно высоких темпов роста в отраслях экономики.
Сенаторы отметили, что в Новом Узбекистане предприняты смелые шаги по повышению социально-политической активности женщин, обеспечению их прав и свобод, созданию широких возможностей для их участия в делах государства и общества. В частности, впервые доля женщин в национальном парламенте достигла 32%, что соответствует рекомендациям ООН. Доля женщин на государственной службе составляет 33%, в экономике и промышленности– 46%, в образовании – 74%, в медицине – 77%. Около 2 тысяч наших женщин занимают руководящие должности в государственных и общественных организациях.
Сенаторы особо отметили, что важно, чтобы в проект была включена отдельная глава, посвященная проблеме молодежи, составляющей более 18 млн населения. Таким образом государство несет ответственность за обеспечение защиты прав молодежи, стимулирование ее активного участия в жизни общества и государства, создание условий для их духовного, интеллектуального, творческого, физического и нравственного развития, реализации своих прав. Отмечалось, что эти положения обеспечивают молодым людям возможность полной самореализации.
Устанавливаются специальные правовые нормы, посвященные обеспечению экологических прав граждан, в частности, определяется, что государством принимаются меры по улучшению, восстановлению и охране окружающей среды, поддержанию экологического баланса, охране и восстановлению экологической системы региона Приаралья.
На заседании особо подчеркивалось, что эта конституционная норма станет основой в достижении целей, определенных Стратегией развития Нового Узбекистана, таких как доведение к 2026 году доли возобновляемых источников энергии – до 25%, сокращение объемов выбросов отраслями экономики вредных газов в атмосферу – на 10% ВВП.
Роль и статус институтов гражданского общества конституционно усиливаются, впервые включается отдельная глава, посвященная институтам гражданского общества, дается определение институтам гражданского общества и устанавливаются гарантии их деятельности. Сенаторы отметили, что за прошедшие 6 лет объем государственной поддержки институтов гражданского общества увеличился в 25 раз, внедрена система бюджетного финансирования деятельности 472 общественных объединений лиц с инвалидностью, 150 национальных культурных центров и конституционные нормы позволят поднять работу в этом направлении на новый уровень.
В Конституции гарантируется свобода деятельности средств массовой информации, их права на поиск, получение, использование и распространение информации. Также четко устанавливается, что воспрепятствование деятельности или вмешательство в деятельность средств массовой информации влечет ответственность.
Если по действующей Конституции было 5 исключительных полномочий Законодательной палаты, то, согласно проекту, их становится 12. Исключительные полномочия Сената увеличиваются с нынешних 14 до 18.
В соответствии с проектом к исключительным полномочиям Законодательной палаты относятся полномочия по рассмотрению и одобрению кандидатуры Премьер-министра, исходя из передового зарубежного опыта, вводится порядок проведения Президентом консультаций со всеми фракциями политических партий перед внесением кандидатуры Премьер-министра в Законодательную палату. Отмечалось, что благодаря этому процесс выдвижения кандидатуры на пост Премьер-министра становится более демократичным.
Подчеркивалось, что в обновленной Конституции предлагается ввести практику, согласно которой кандидатуры на пост Генерального прокурора, председателя Счетной палаты сначала рассматриваются в Сенате, а затем назначаются Президентом, а также руководители органа по противодействию коррупции и антимонопольного органа избираются Сенатом.
Кроме того, для усиления парламентского контроля за деятельностью спецслужб вводится порядок проведения сначала в Сенате консультаций по кандидатуре на должность председателя Службы государственной безопасности, а затем назначения Президентом.
На пленарном заседании отмечалось, что количество сенаторов меняется с нынешних 100 до 65 для повышения эффективности деятельности Сената путем обеспечения компактности его состава. При этом сохраняется действующий порядок формирования Сената, включая равное представительство на местах. Подчеркивалось, что данная норма позволит привести деятельность Сената в соответствие с целями проводимых в стране административных реформ.
Отмечалось, что норма об упразднении института председательства хокимов в Кенгашах народных депутатов служит внедрению на местном уровне принципа разделения властных полномочий, повышению эффективности деятельности местных Кенгашей, ответственности хокимов перед народными представителями, а также полному обеспечению интересов народа в регионах.
Вместе с тем подчеркивалось, что для подготовки соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечения согласованности и непрерывности деятельности местных представительных и исполнительных органов государственной власти данный порядок целесообразно применить в областях и городе Ташкента – по итогам очередных выборов в представительные органы в 2024 году, а в отношении представительных и исполнительных органов государственной власти районов и городов – с 1 января 2026 года.
В Конституцию в новой редакции включена норма о том, что финансирование деятельности судов должно осуществляться исключительно из Госбюджета и оно должно обеспечивать возможность полного, самостоятельного осуществления правосудия. Это послужит формированию по-настоящему справедливой и самостоятельной судебной системы.
Предоставление гражданам права обращаться в Конституционный суд по поводу конституционности примененного к ним судом закона – это совершенно новый демократический порядок, который позволяет гражданам более надежно защищать свои права и законные интересы.
Благодаря этим изменениям и дополнениям, количество статей Конституции увеличилось с действующих 128 до 155, объем норм увеличился на 65%. Отмечалось, что количество и содержание этих изменений и дополнений свидетельствует о необходимости принятия Конституции в новой редакции.
По итогам обсуждения сенаторами принято постановление «О проведении референдума Республики Узбекистан по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан», согласно которому референдум назначен на 30 апреля 2023 года.
Добавить комментарий