Fitch Ratings подтвердило рейтинг Узбекистана на уровне «BB-» со стабильным прогнозом

05.03.2023 13:28 0

Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Узбекистана в иностранной валюте (LTFC) на уровне «BB-»; со стабильным прогнозом.

К ключевым факторам, влияющим на рейтинг стали кредитные основы, заметное улучшение показателей управления, продолжение программы экономических реформ и бюджетной консолидации, геополитические риски, хорошие перспективы роста экономики Узбекистана, низкий уровень государственного долга, укрепление внешних финансов, высокая долларизация, субсидируемое кредитование, инфляционное давление, а также ESG – Управление.

В частности, наша страна поднялась на 9 позиций в последних показателях управления Всемирного банка (WBGI за 2021 год) до 29-го процентиля. Это отражает улучшение качества регулирования и эффективности правительства, а также голоса и подотчетности, и контроля над коррупцией. 

Как отмечается в отчете, правительство Узбекистана готово приступить к ключевым структурным экономическим реформам, включая приватизацию госпредприятий, рационализацию числа министерств и численности бюрократического аппарата, а также продолжающееся сокращение льготного кредитования для стимулирования конкуренции в экономике. Рейтинговое агентство Fitch рассматривает принятие либерализованного режима цен на электроэнергию, запланированного на май 2023 года, как важный фактор, стимулирующий аппетит и способность к реформам.

По мнению Fitch, нехватка энергии в начале 2023 года в сочетании с вялым мировым спросом и ожидаемым сокращением денежных переводов приведет к снижению темпов роста до все еще высоких 5,4% в среднем в 2023-2024 годах.

Кроме того, Fitch прогнозирует более быструю, чем ожидалось ранее, бюджетную консолидацию, при этом увеличенный дефицит госбюджета сократится до 3,5% ВВП в 2023 году и 2,3% в 2024 году (текущая медиана «BB»: дефицит 3,3%) с прогнозируемых 3,9% в 2022 году. Уверенный рост доходов, обеспеченный устойчивым ростом ВВП и расширением налоговой базы, сокращением кредитования и переходом к государственно-частному партнерству, которое сократит прямые капитальные затраты для государства, как это предусмотрено в рамках текущих реформ, являются позитивными для управления фискальной политикой.

Кроме того, общий государственный долг (GGD), составляющий 34,4% ВВП на конец 2022 года, значительно ниже текущего медианного показателя «BB» в 55%. Fitch ожидает, что он стабилизируется в среднем на уровне 36,4% в 2023-2024 годах. 

Fitch также ожидает, что дефицит текущего счета увеличится в среднем до 4,4% ВВП в 2023-2024 годах, поскольку рост денежных переводов стабилизируется, а внутренний спрос будет способствовать росту импорта. Валютные резервы и международная ликвидность Узбекистана очень высоки, при этом прогнозируемое покрытие резервов составляет около 11 месяцев импорта в течение 2023-2024 годов.

Что касается инфляции, то она в среднем составила 11,3% в 2022 году, что выше целевого показателя центрального банка в 10%. Fitch ожидает, что инфляция снизится до уровня ниже 9% к концу 2024 года (когда целевой показатель составит 5%), при этом траектория зависит от обменного курса, роста цен на продовольствие, бюджетной консолидации и прогресса в улучшении конкуренции на внутреннем рынке. Вместе с тем, либерализация тарифов на энергоносители в середине 2023 года продолжится, но, вероятно, с меньшим ростом цен, чем предполагалось ранее. 

Факторы, которые могут, по отдельности или в совокупности, привести к негативному рейтинговому действию/понижению: внешние и государственные финансы.

Факторы, которые могут, по отдельности или в совокупности, привести к позитивному рейтинговому действию/повышению: структурный (дальнейшее улучшение стандартов управления и снижение политических рисков, макроэкономика (последовательная реализация структурных реформ, которые способствуют росту ВВП и макроэкономической стабильности).

Собственный SRM Fitch присвоил Узбекистану оценку, эквивалентную рейтингу «BB-» по шкале РДЭ LTFC.

Узбекистан имеет рейтинг значимости ESG на уровне «5» для политической стабильности и прав, а также в отношении верховенства закона, качества институционального и регулятивного регулирования и борьбы с коррупцией, на уровне «4» для прав человека и политических свобод, на уровне «4[+]» в отношении прав кредиторов. Отмечается, что наша республика более 20 лет не проводила реструктуризацию государственного долга (отражено в переменной SRM). Данный фактор оказывает положительное влияние на кредитный профиль.

Добавить комментарий

Комментарии

Похожие новости

Мы в телеграм