Кому в Самарканде выгодно утверждать проекты по строительству, не задумываясь о будущем города?
Строительный бум в Самарканде не утихает. С одной стороны, трудоустроены сотни человек, работающих на стройплощадках и в цехах по выпуску стройматериалов. С другой, темпы проектирования и строительства иной раз вызывают сомнения, а иногда и страх, пишет издание «Самаркандский вестник».
Мониторинг в городе для выявления нарушений норм национального законодательства осуществляет инициативная группа общественного контроля «Сохраним Самарканд» при редакции «СВ». Один из недавних посвящен вопросам строительства в древнем городе.
Первый пункт поездки - улица Рудаки, в частности возводимое здесь восьмиэтажное кирпичное здание между домами №№ 120, 128, 132, 136.
- При детальном осмотре выяснилось, что многоэтажный дом, имеющий монолитно-каркасную структуру, строится с явными дефектами, - пишет автор публикации Анастасия Павленко. - Ужаснул факт того, что на бетонных стойках первого этажа видна арматурная сетка, сами стойки, которые являются несущими конструкциями, имеют разную ширину и залиты бетоном неравномерно. Кроме того, сама кирпичная кладка не ровная, а имеет крупные зазоры. О высолах, белеющих сплошь и рядом, которые снижают качество стройматериала, мы уже вообще не говорим.
Отмечается, что отсутствие элементарной техники безопасности работавших на объекте штукатуров уже стало привычным для Самарканда явлением. А по поводу вопиющих недостатков приводятся слова представителя подрядной организации, пожелавшего остаться неизвестным: « …стены потом «завернут» в штукатурку и другой отделочный материал, и будет все нормально».
Автор вопрошает, «как могут «завернуть» бетонный монолит, где просвечивает арматура, которая со временем начнет ржаветь и разрушаться, как и сам бетон?» и справедливо замечает, что такое решение грозит разрушением всей конструкции с учетом того, что сверху есть еще семь этажей. Тем более что сам город расположен в 8-балльной сейсмозоне.
Помимо прочего речь идет и о несоблюдении необходимого при строительстве дома такой высоты интервала между зданиями. Вместо положенных для 4-5-этажных домов 35-40 метров объект находится менее чем в 20 метрах от соседнего. Получается, что соседи будущей новостройки смогут приветствовать знакомых из соседнего дома прямо с балкона.
Следующий пункт – дом по улице Нодирабегим. Вместо заявленного изначально проекта пятиэтажки здесь построен семиэтажный дом. На публикацию в Facebook, посвященную этому вопросу, быстро отреагировала информационная служба областной инспекции в сфере строительства. Официальный ответ гласит, что принятое хокимом города решение о строительстве ООО «Темп строй Торг» 5-этажного дома в 2017 году в июле 2020 года решением уже другого хокима изменено на возведение 7-этажного дома.
«Изменения произошли во время ковидного локдауна, когда не проводились градсовет и всякого рода строительные экспертизы, зато уже был поднят первый этаж обсуждаемого здания. Кроме того, хоким подписал изменение этажности до вступления в силу Указа Президента № УП-6119 от 27 ноября 2020 года, в котором прямо сказано, что с 1 марта 2021-го запрещено увеличение этажности строящихся зданий и сооружений без проведения экспертизы измененной проектной документации. Но наши застройщики успели сработать, как говорится, в темпе», отмечает автор.
Она указывает на пробелы в решениях экспертов из ГАСН и других архитектурных организаций, СЭС и пожарных, которые подписали проект с явным подозрением на нарушения строительно-архитектурных и санитарных нормативов. Причем эти недочеты видны даже со снимков из космоса, по которым можно посчитать метры, площади, динамику развития и прочее.
Так, между торцом дома по улице Нодирабегим и жилого строения с одной стороны расстояние менее 10 метров, а с другой, где находится магазин, вообще менее 20 сантиметров. Причем в последнем случае окна строящегося дома упираются в стену магазина.
Еще один актуальный вопрос - детские площадки, зеленые зоны, парковки. О них самаркандские застройщики практически не вспоминают. По проекту парковка дома на Нодирабегим рассчитана всего на 11-12 парковочных мест, причем пять из них «отобраны» у жильцов трехэтажного соседнего дома. У них же отняли и территорию детской площадки. Если предположить, что в новостройке будет не менее 40-50 квартир, а каждый новый хозяин окажется владельцем собственного авто, то страшно представить будущее этой дворовой территории площадью менее 10 соток с единственным въездом.
Автор публикации отмечает, что не преследует цели дискредитировать строительные фирмы. «Гораздо больше вопросов к официальным лицам госорганов, которые подписывают проекты, не думая о том, чем они могут обернуться в будущем», - пишет журналистка.
Она лишь «позволяет» себе напомнить, что такое лишние два этажа многоквартирного дома. А это - дополнительная нагрузка на фундамент, коммунальную инфраструктуру при полном заселении квартир, а также лишние места для машин будущих собственников квартир и отсутствие детских площадок, зеленых зон и чистого воздуха.
Добавить комментарий