Как в течение года менялись цены на плодоовощную продукцию в Узбекистане
Аналитики EastFruit поделились итогами 2023 года, как повлияли январские заморозки на плодоовощной бизнес Узбекистана.
В частности, январские аномальные холода стали главным катализатором стремительного роста цен на свежие помидоры и сладкий перец вплоть до конца марта. При этом потери урожая помидоров в среднем по стране составили от 50% до 70%. Кроме того, заморозки стали одной из причин сохранения рекордно высоких цен на тепличные огурцы до конца февраля этого года.
В результате резкого сокращения объемов предложений по тепличным овощам на внутреннем рынке, к концу марта — началу апреля оптовые цены на тепличные помидоры в два раза превышали прошлогодние уровни, а стоимость тепличного сладкого перца сравнялась с ценами на мясо.
Отмечается, что стремительный рост цен на тепличные помидоры из-за январских аномальных холодов является главной причиной значительного падения экспорта продукции в первом квартале 2023 года. Так, с 1 января по 31 марта объем экспорта помидоров составил 11,9 тыс. тонн, что в 1,6 раз меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Рекордно высокие цены на огурцы в январе и феврале также привели к резкому снижению объемов экспорта продукции. С начала января по конец февраля Узбекистан экспортировал 1,6 тыс. тонн свежих огурцов, что в 2,3 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года.
«В результате того, что почти во всех регионах Узбекистана аномально низкие температуры продержались около недели, лук при такой температуре замерз, после чего такую продукцию можно было лишь утилизировать», - говорится в публикации.
Потери запасов лука вследствие морозов уменьшили ограниченное предложение продукции на рынке. Если к началу январских заморозков оптовые цены на репчатый лук в 2,6 раза превышали прошлогодние уровни, то в результате потери части запасов продукции разрыв увеличился до 4 раз.
При этом с 1 по 15 января ни одной тонны репчатого лука не было отгружено на экспорт, потому как внутренние цены на лук в стране были слишком высоки. Более того, в первой половине января Узбекистан стал чистым импортером репчатого лука. За этот период было импортировано свыше 5 тыс. тонн репчатого лука, в подавляющей большей части – из Казахстана.
Аномально низкие температуры также серьезно повлияли на сроки созревания нового урожая – раннего озимого лука. Январские морозы полностью уничтожили побеги лука, образовавшиеся с августа-сентября по январь, что привело к увеличению сроков созревания лука примерно на 10-15 дней. Соответственно, на этот же срок сдвинулось начало уборки урожая раннего озимого лука. Эксперты EastFruit напомнили, что за январь-май страна импортировала 45,8 тыс. тонн репчатого лука, что стало рекордным показателем импорта продукции в Узбекистан.
Производители белокочанной капусты также понесли огромные потери из-за январских заморозков. Урожай среднеспелых сортов, сроки уборки которых приходится на январь пострадал от аномальных морозов. Из-за продолжительного воздействия низких температур подавляющая большая часть еще не убранного к тому времени урожая капусты на полях замерзла. С наступлением потепления в конце января и начале февраля замерзшая продукция на полях начала уже гнить. При этом потери урожая среднеспелых сортов составили около 80-90%.
Сокращение объемов предложений белокочанной капусты на внутреннем рынке страны привели к резкому росту цен на продукцию. Так, с середины ноября 2022 года по конец первой декады февраля 2023 года средняя розничная цена продукции в столичных супермаркетах выросла в 2,5 раза - с 2400 сумов за кг (0,21 доллара) до 6000 сумов за кг (0,53 доллара).
В нынешнем году также замерзла часть запасов моркови, хранившихся в земле. Это, в свою очередь, привело к сокращению объемов предложений прошлогодней моркови на внутреннем рынке. Оптовые цены на продукцию были рекордно высоки вплоть до середины мая.
Январские морозы привели и к значительной задержке времени посадки картофеля. В этом году посадка картофеля в Сурхандарьинской области стартовала в конце второй декады и начале третьей декады февраля, примерно на три недели позже, чем в прошлом году. Соответственно, уборка урожая картофеля «сдвинулась» на тот же срок и оптовые партии продукции появились на рынках на три недели позже, чем в 2022 году.
Еще в начале марта аналитики EastFruit прогнозировали увеличение объемов импорта продукции в первой половине 2023 года из-за значительной задержки уборки урожая раннего картофеля. Как ожидалось, в первые пять месяцев 2023 года Узбекистан обновил рекорд по импорту картофеля.
«Самым масштабным последствием январских морозов стали потери во фруктовых садах – продолжительное воздействие аномально низких температур привели к гибели значительной части виноградников, деревьев в хурмовых и гранатовых садах, что нанесло огромный ущерб урожаю этих фруктов», - отмечается в публикации.
Вследствие чего цены на эти фрукты были рекордно высокими. В частности, в третьей декаде сентября оптовые цены на один самых популярных на внутреннем рынке сортов винограда «Кишмиш» в 2,6 раз превышали уровни аналогичного периода 2022 года. Согласно оценкам аналитиков EastFruit, за 6 месяцев с начала сезона экспорта – за июнь-ноябрь Узбекистан экспортировал 107 тыс. тонн свежего винограда, что почти в 2 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года.
Нынешний сезон хурмы также отличался от предыдущих рекордно высокими ценами на продукцию. В разгар массовой уборки цены на продукцию примерно в 3 раза превышали прошлогодние уровни. Оценки ущерба урожаю хурмы от январских заморозков сильно колеблется в зависимости от региона страны, но в среднем по стране оценивается на уровне 50-60%. Во многих фермерских и дехканских хозяйствах аномальные холода привели к гибели плодоносящих деревьев хурмы. За август-ноябрь Узбекистан экспортировал 48,7 тыс. тонн свежей хурмы, что на 30% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
В завершающемся году уборка урожая ранних сортов граната стартовала во второй декаде августа, и первые небольшие партии продукции производители отгружали по ценам на уровне 30 тыс. сумов за кг (2,5 доллара). К началу сентября цены снизились до 20 000 – 22 000 сумов за кг (1,65 – 1,81 доллара).
При этом в начале сезона 2023 года цены на узбекский гранат были в 2,5-3 раза выше, чем в аналогичном периоде 2021 года. С сентября по декабрь этого года цены сохранились на рекордно высоком уровне – в 3-4 раз выше, чем в аналогичном периоде предыдущего года, уточняется в публикации.
Добавить комментарий