ИСМИ: Центральная Азия и Германия выходят на новый этап развития сотрудничества в транспортно-коммуникационной сфере
Визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Германию 28-29 сентября этого года, в рамках которого состоялись первый саммит «Центральная Азия + Германия», а также встречи с руководством страны, безусловно, имел важное практическое значение как для расширения диалогового формата «ЦА плюс», так и дальнейшего развития двусторонних отношений.
В центре внимания проведенных встреч и переговоров были вопросы углубления кооперации в экономической, инвестиционной, транспортной, энергетической и других сферах взаимодействия.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на саммите дал высокую оценку роли Германии в оказании практического содействия развитию стран Центральной Азии с первых дней независимости, обозначил приоритетные направления долгосрочного сотрудничества, имеющие общерегиональное значение, включая усиление транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.
Этот вопрос также нашел свое отражение в совместном заявлении, принятом по итогам мероприятия, в котором лидеры Германии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана подтвердили свою заинтересованность в реализации потенциала Срединного коридора (Центральная Транскаспийская сеть, Транскаспийский мультимодальный маршрут) и привлечении финансирования для инфраструктурных проектов в рамках запущенной в декабре 2021 года стратегии Global Gateway, в которой Центрально-Азиатскому региону отводится ключевое место.
Несомненно, взаимодействие стран Центральной Азии и ФРГ в рамках этой инициативы предоставит возможность совместно разработать долгосрочную стратегическую программу развития транспортно-коммуникационной связности нашего региона и Европы, в том числе Транскаспийского мультимодального маршрута, гармонизации таможенных процедур, внедрения цифровых решений для обработки грузов и пересечения границ.
В этот контексте, в совместном заявлении главы государств приветствовали итоговый доклад Европейского банка реконструкции и развития об устойчивых транспортных сообщениях между Европой и Центральной Азией, в котором Центральная Транскаспийская сеть признана самым устойчивым сообщением.
В прошлом году объем перевозимых по Срединному коридору грузов увеличился в два раза и достиг 1,7 млн тонн. По расчетам экспертов в нынешнем году по нему будет перевезено 2 млн тонн грузов, а до 2025 года его пропускная способность достигнет 10 млн тонн. При этом срок доставки товаров из Китая до портов на Черном море по указанному маршруту сократился с 38-53 до 19-23 дней, а по итогам 2023 года должен достичь 14-18 дней.
В связи с этим следует отметить, что Транспортная стратегия Узбекистана до 2035 года определяет Срединный коридор как один из ключевых приоритетов развития республики.
На заседании Совета глав государств Организации тюркских государств в Самарканде в ноябре 2022 года Президент Ш. Мирзиёев, говоря о Транскаспийском международном маршруте, отметил, что Узбекистан транспортирует через этот маршрут 10% своих внешнеторговых грузов.
С учетом этого, Узбекистан рассматривает сотрудничество с прикаспийскими государствами в качестве одного из приоритетных направлений своей внешнеполитической стратегии. В этом ключе Ташкент заинтересован в активном использовании запущенного в 2017 году железнодорожного коридора Баку – Тбилиси – Карс, который будет играть ключевую роль в налаживании регулярных перевозок грузов из Турции и Европы в страны Центральной Азии и Китай и обратно.
Узбекистан также придает важное значение соединению в перспективе проекта железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай» с Транскаспийским мультимодальным маршрутом, что позволит создать единую транзитную систему между Европой и Азией.
Важность продвижения этой политики заключается и в том, что в условиях загруженности морских коммуникаций, роста рисков их дестабилизации, переориентации грузовых потоков вследствие конфликтов увеличивается спрос на надежные альтернативные сухопутные континентальные коридоры.
В этом контексте транзитный потенциал Центральной Азии возрастает. Тем более что регион ЦА демонстрирует стабильность и устойчивое развитие, становится более взаимосвязанным емким рынком, безопасным узловым звеном межрегиональной коннективности.
Этому способствует строительство и модернизация портовой инфраструктуры в Курыке, Актау и Туркменбаши, сухих портов в Хоргосе, Достлуке и Андижане, увеличение их пропускной способности, а также налаживание мультимодальных коридоров в направлении Тихий океан - КНР - ЦА - ЕС, возросшие перспективы реализации ж/д коридоров КНР - КР - РУз, Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар и другие.
С другой стороны, Центральная Азия, демонстрируя высокие темпы роста экономик в пределах 5 процентов, формируя пространство свободной торговли и развивая промышленную кооперацию, обладая солидной производственной, ресурсно-сырьевой базой и человеческим капиталом, трансформируется
в важный потребительский рынок и драйвер промышленного производства продукции высокой добавленной стоимости.
Безусловно, все эти факторы повышают интерес наших партнеров к рынку Центральной Азии, превратив регион в поставщика востребованных товаров. Об этом свидетельствует предоставление с 2021 года Узбекистану статуса бенефициара всеобщей системы преференций (GSP+), позволяющего беспошлинно экспортировать в Евросоюз 6200 видов товаров.
На этом фоне радует, что Германия является одним из ключевых, проверенных временем надежных партнеров Узбекистана. Благодаря интенсивной совместной работе во многих сферах сотрудничества достигаются продуктивные для обеих сторон результаты. И в этот раз в рамках насыщенной программы пребывания в Берлине Ш. Мирзиёев провел отдельные встречи с Федеральным президентом Франком-Вальтером Штайнмайером, Канцлером Олафом Шольцем, на которых обсуждены актуальные вопросы двустороннего взаимодействия по всем направлениям, представляющим взаимный интерес.
Результативным был и бизнес-форум с участием лидеров государств Центральной Азии и деловых кругов Германии, в ходе которого Президент Узбекистана отметил важность развития эффективных маршрутов, соединяющих наших стран с Европой.
Шавкат Мирзиёев предложил привлечь специалистов ведущих немецких организаций и компаний для экспертной поддержки транспортных проектов. В этом контексте он заявил, что совместными усилиями «мы вместе создаем эффективные цепочки добавленной стоимости».
Все это показывает, что сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере является одним из важных составляющих узбекско-немецких отношений, что обусловлено следующими факторами:
во-первых, по итогам 2022 года транспортные и телекоммуникационные услуги составили 32% экспорта Узбекистана в Германию, в то время как в структуре импорта из ФРГ преобладали авиатехника (самолеты) – 34%, а также машины и транспортное оборудование – 28%;
во-вторых, немецкая общественность хорошо знакома с историей Узбекистана, через территорию которого проходили древние караванные пути, доходившие до Европы. На протяжении веков Великий шелковый путь вносил огромный вклад в развитие торговли, науки, культуры и искусства, способствуя обмену духовными ценностями и сотрудничеству между Европой и Азией;
в-третьих, Германия – самая большая по численности населения страна в Евросоюзе (84,3 млн), а Узбекистан (36 млн) - в Центральной Азии. Соответственно, ФРГ является главным торгово-экономическим партнером Узбекистана среди стран Евросоюза, на долю которой приходится 26% общего объема товарооборота РУз с ЕС. В общем объеме инвестиций, поступивших в Узбекистан из Евросоюза, около 60% составляют немецкие.
Отметим, Германия становится мощным и надежным партнером нашей страны в развитии устойчивой взаимосвязанности между Центральной Азией и Европейским Союзом. В то же время в Берлине высоко оценивают усилия Ташкента по развитию регионального сотрудничества в Центральной Азии, совместному развитию транспортной инфраструктуры региона, а также диверсификации внешнеторговых маршрутов.
Это особенно важно для центральноазиатских государств, в том числе Узбекистана, не имеющих выхода к морю, вследствие чего доля затрат на транспортировку грузов наших стран доходит до 50% от конечной стоимости товаров, в то же время среднемировой показатель не превышает 11%.
В целом, визит Президента Ш. Мирзиёева в Германию открывает новую страницу в отношениях двух стран и придаст мощный импульс дальнейшему укреплению узбекско-германского многопланового сотрудничества.
Жасур Рахматов,
Главный научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан.
Добавить комментарий