Блогеры: жить по хайпу. Глава 2
Сегодня на информационном поле не успевает погаснуть один скандал с блогерами, как всплывает следующий. Почему это происходит, мы попробовали разобраться в серии материалов, которые представляем вашему вниманию. Глава 1 “Грязные игры без правил” размещена здесь.
Глава 2.
Для меня предложение стать блогером воспринимается как личное оскорбление. До такой степени у нас измарали и извратили саму суть нового явления в нашей жизни, что оно воспринимается как ругательство. Вспоминается такой случай из журналистской практики…
…Как то таким же жарким летом в конце 90-х у нашего газетного корпуса появились пикетчики - человек десять с плакатами. Судя по надписям на них требовали «демонстранты» свободы и справедливости по отношению к какому то гражданину, имени которого никто из коллег- журналистов никогда не слышал. Глядя на их измученные зноем лица, я мимоходом обронила: «Вот не лень же им в такую жару…». Коллега рядом тут же парировал: «Нашла кому посочувствовать! Да они за эти два дня твою месячную зарплату главного редактора выстояли, получили!» Возможно, подумала я тогда, а сегодня абсолютно уверена, что так оно и было.
Вчера - пикетчики, сегодня - блогеры. Более чем сорокалетний опыт работы в СМИ сформировал отношение к тем и другим. Знаем - проходили, и мало того, чего бы не увидели или не узнали. Все просто, но за профессию обидно, потому как подавляющее большинство населения почему то считает, что блогеры это интернет- журналисты и во все времена находятся желающие «примазаться» к профессии журналиста, тем более в интернете никто никаких документов предъявить не требует. В подавляющем большинстве люди которые учат чему-то других, при этом сами нередко не имеют не только высшего образования, но и какого либо другого. Еще раз подчеркнем, что речь идет не о профессиональных известных в стране журналистах. Кстати, сами себя они блогерами не называют, т.к. сначала заработали себе имя и уважение в обществе, теперь вкупе это работает на них.
Писать о блогерах дело сложное и неблагодарное: всегда надо быть готовым к спорам в стиле «сам дурак», оскорблениям чуть ли не во всех сметных грехах. За примером далеко ходить не надо. Взять хотя бы недавний скандал на вручении Премии МУЗ-ТВ, учиненный блогерами, обиженными за то, что не получили премию, вожделенную «тарелочку». Как говорится, словили хайп по полному. Начали с того, что сегодня все певцы-блогеры, а завершили тем, что всякое «старичье» не будет мешать их творчеству, и все это с отборным матом и оскорблениями. «Старичье» в лице ведущих церемонию Дмитрия Нагиева и Ксении Собчак, известных своих «острым язычком», дали им достойный отпор. А учредители и организаторы премии, не «вырезали» и не «причесали» это безобразие, а выпустили в эфир передачу с оригинальным названием «Полный Моргенштерн», что они имели ввиду, догадаться не трудно. Плюс авторитетные деятели культуры предложили для таких блогеров –певцов создать отдельный конкурс…т. е в приличное общество их «не пущать!» Скорее всего, на этом история не закончится, «жить хайпово, конечно, не запретишь», только у крупнейшего музыкального канала есть свои механизмы и инструменты воздействия на таких артистов. Кто бы сомневался?! Это же как в известной поговорке- против ветра…
Можно, конечно , поспорить кто больше « хайпанул» от этой ситуации в целом. Но мне почему то запала фраза, которую Моргенштерн публично бросил в лицо Собчак «Я в который раз повторяю, не буду разговаривать с вами бесплатно!», - сказал он. На минуточку, Ксения Собчак постоянно фигурирует в ТОПах ( например ,в Forbes) самых популярных, влиятельных и богатых блогеров России. Как говорится, где Собчак, а где Моргенштерн и Клава, извините Кока. Его подружка, тоже блогер?!
Сегодня Интернет предоставил людям новые возможности, дал шанс зарабатывать в Cети. При этом блогер блогеру рознь.
Есть блогеры, которым действительно есть что сказать, у которых можно научиться, которые способны изменить кого-то к лучшему. Они берут информацию, перерабатывают ее и дают своим слушателям готовые суждения. Помогают понять что-то, знакомят с новыми явлениями. Согласно опросу россиян “Зачем люди ведут блоги?” В числе причин, называемых респондентами, на первом месте ответ "Ради заработка" (68%), на втором - "Чтобы привлечь к себе внимание" (40%) и лишь на третьем "Чтобы поделиться мыслями, информацией с другими людьми" (32%).
Одно из самых полезных направлений, которое облюбовали блогеры в последние годы - обучение и мастер-классы. Люди, обладающие какими-либо профессиональными навыками, охотно делятся ими с подписчиками на видео. Причем такие блогеры-эксперты совершенно бесплатно показывают свою работу - столяр делает мебель, строитель штукатурит стену, химик проводит эксперименты.
Многие делятся своими знаниями и опытом. В случае с продвижением образовательных курсов и программ интернет-пользователь все чаще стал прислушиваться к рекомендациям со стороны кого-то из раскрученных лидеров..
Женская половина общества успешно проявила себя в блогах о кулинарии. Хорошо, по мнению экспертов "идет" английский язык. В одном видео продолжительностью одной минутой можно успеть рассказать целое грамматическое правило. Разумеется, с юмором и артистической подачей и занимательной игрой для детей. Правда, от такого педагога можно услышать: записывайтесь на мой курс, успейте опробовать персональную методику со скидкой.
В основном как показывает практика, зарабатывают блогеры на рекламе самой разнообразной продукции и услуг, и речь идет о весьма серьезных деньгах. По мере роста популярности, увеличения числа просмотров блога растет и доход. Больше популярности - больше рекламы, читай, денег.
К примеру, широко известный на постсоветском пространстве блогер Юрий Дудь, согласно данным Российского исследовательского агентства блогеров(!) - РИАБ, за одно рекламное размещение в своем шоу сейчас берет 1,2 миллиона рублей. Многих шокировала прозвучавшая в эфире Дудя цена за рекламу спиртного напитка в инстаграме Сергея Шнурова. Тогда лидер группы «Ленинград» попросил с компании полтора миллиона долларов за короткое видео в ванной с бутылкой в руках. Однако подобные расценки в России уже вполне приемлемы, отмечают специалисты в области рекламы. Будем надеяться, что с появлением Закона о блогерах и у нас появится исследовательская структура деятельности отечественных блогеров, какие то реальные цифры и опросы общественности. Я все время пытаюсь нащупать момент, когда наших блогеров переклинило в криминальную сторону, бездоказательных обвинений, травли чиновников с хамским вмешательством в их производственную деятельность и даже личную жизнь. С каких пор они решили, что могут встать над законом и обществом, быть судьями всем и вся и уж тем более диктовать свои правила жизни. Какое то кривое зеркало для героя. Или просто ожидания наши не оправдались…
Не будем лукавить, нет у нас системного подхода к решению этой назревшей проблемы, все как в известной песне когда «кто то кое где у нас порой». А полагаться на то, что все как то само собой рассосется, не приходится. Может одной из действующих в стране партий, имеющих молодежное крыло, имеет смысл выступить с такой инициативой, а потом уж всем миром обсудить каким будет правовое регулирование такой важной сферы. Тем более, что первоначальные наработки у нас уже имеются. Так летом 2019 года, СМИ запестрели заголовками о том, что в Узбекистане блогеров планируют обязать платить налоги.
Блогеры в Узбекистане будут платить подоходный налог, сообщил представитель пресс-службы ГНК Музаффар-Юнус Назаров на брифинге, - сообщили ведущие интернет издания страны.
"Нет конкретного понятия блоггинга, как вида деятельности, но есть норма, согласно которой, если лицо, неважно юридическое или физическое, оказывает платные услуги, то оно обязано платить налоги. И поскольку блогеры за размещение рекламы на своих страницах берут деньги, то они также подпадают под действие этой нормы, а потому должны пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя", – заявил представитель пресс-службы ГНК Музаффар-Юнус Назаров.
По его словам, теперь все блогеры должны зарегистрироваться в качестве предпринимателей и платить подоходный налог, так как когда блогеры размещают рекламу на своих каналах в социальных сетях, на своих личных страницах, то таким образом получают доход без уплаты налогов и, тем самым, занимаются "незаконной деятельностью".
О том ,как это сработало на практике и кому сегодня нужны блогеры, мы поговорим в заключительной части нашего разговора о них.
Любовь Николаева
Добавить комментарий