Грязные игры без правил. Глава 1
Сегодня на информационном поле не успевает погаснуть один скандал с блогерами, как всплывает следующий. Почему это происходит, мы попробовали разобраться в серии материалов, которые представляем вашему вниманию.
Казалось бы, совсем недавно журналисты вели в СМИ оживленную дискуссию по поводу развития блогосферы в нашей стране, вернее о ее наличии или отсутствии таковой. Большинство склонялось к отсутствию явления у нас. При этом справедливости ради, назывались имена нескольких известных журналистов, которые успешно вели собственные сайты или выступали в качестве колумнистов, имеющих собственную колонку на популярных площадках. К слову сказать, в нынешнем году почти все они удостоились высоких государственных наград за свое творчество, что, собственно, подтверждает единство общества во мнениях и подходах к оценке значимости их работы. Многие тогда говорили о несовершенстве законодательства относительно такого нового явления как блогеры (далее мы в деталях рассмотрим эту проблему). Но, как говорится, тогда тема «не зашла» в наше общество, зато сегодня, что называется, вышла боком.
Сегодня, у нас в стране, где официально не существует такой профессии как блогер, кругом одни сплошные блогеры: начиная от праздношатающихся молодых людей и заканчивая девушками с низкой социальной ответственностью. Кто они эти люди, постоянные фигуранты скандалов, авторы обличительных заявлений, уверовавшие что могут судить всех и обо всем? За примерами далеко ходить не надо, вот информация, которая опубликована во многих отечественных и зарубежных СМИ.
Известный неоднозначными и критичными высказываниями блогер Миразиз Базаров помещен под домашний арест. С 1 по 20 апреля в ГУВД г. Ташкента поступило 28 заявлений от граждан, а также коллективное заявление от преподавательского состава средней общеобразовательной школы № 110 Мирабадского района с требованием принять законные меры в отношении блогера в связи с тем, что он в своих видеороликах, выложенных в сети Интернет, оскорбляет граждан и их родных, обвиняет в пособничестве террористическим организациям, своими клеветническими высказываниями, высмеиванием национальных традиций задевает чувство собственного достоинства женщин, а также сеет межнациональную рознь.
Другой пример - Отабек Сатторий. Блогер из Термеза, ранее не раз выступавший с критикой местных органов власти на своем YouTube-канале «Мнение народа». В начале этого года правоохранительные органы возбудили против него уголовное дело. На блогера поступили заявления по 7 случаям. Согласно приговору Музрабатского районного суда по уголовным делам от 10 мая 2021 года, О.Сатторий был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами «а», «г» части 3 статьи 139 (клевета), пунктом «а» части 3 статьи 165 Уголовного кодекса (вымогательство). С применением статьи 57 (назначение более легкого наказания), на основании статьи 59 (назначение наказания за совершение нескольких преступлений), и статьи 61 (правила сложения наказаний) Уголовного кодекса, путем частичного сложения наказаний ему было назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет 6 месяцев.
В защиту этих блогеров выступили ряд международных правозащитных организаций, призвав правительство Узбекистана освободить их.
С потолка многолетнего опыта работы в отделе права, как-то не сомневаешься в закономерности такого конца, достаточно исключить термин блогер, вокруг которого все и вертится, и вчитаться в содержание статей Уголовного кодекса о клевете и вымогательстве. Вспомним ушедшее в народ выражение из знаменитого фильма: «Вор должен сидеть в тюрьме!». Как-то никому и в голову не приходит оспаривать его объективность и справедливость, ведь речь идет о тех, кто преступил закон… Значит, придется ответить и за слова, и за поступки. В то же время, не покидает, мыль о том, что обществу еще не раз придется столкнуться с деятельностью тех, кто называет себя блогером, причем не в рамках правового поля. А все потому, что нет Закона, определяющего и регулирующего эту сферу деятельности. Может быть, прошло время не поправок-латания дыр и наступил час разработки проекта нового Закона о блогерах, тем более что опыта как собственного, так и зарубежного теперь предостаточно. Имеет смысл вспомнить как все начиналось и когда мы всерьез начали разговор о блогерах.
Закон «Об информатизации», принятый в декабре 2003 года, в сентябре 2014 года был дополнен определением «блогер». В документе говорилось, что это «физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации». Благодаря нововведению выходило, что все пользователи интернета в Узбекистане перешли в блогеры...
Итак, начнем с того, что в законе отсутствует четкое толкование понятия «блогер». Законодатели явно перестарались в стремлении дать возможность двоякого толкования статьи в правоприменительной практике, они просто развязали руки желающим истолковывать закон в как им удобно, т. е. в своих интересах и тем, кто под него подпадает и тем, кто занимается правоприменительной практикой. Ибо в статье отсутствуют как количественные, так и качественные параметры, по которым следует квалифицировать пользователя как блогера. К примеру, в российском законодательстве блогером считается физическое лицо, которое имеет интернет- ресурс или страничку в соц. Сетях, которую посещает за день не менее трех тысяч индивидуальных пользователей. При этом россияне столкнулись с проблемой «как считать?», поскольку Фейсбук, Твиттер, другие крупные интернет- ресурсы отказались предоставить информацию такого рода отказались. Получается, что в соответствии с узбекистанским законодательством блогером можно признать любого пользователя, включая и тех, кто оставил пару комментариев в соцсети. Что, собственно, и вызвало бурное обсуждение закона в сетях и породило множество кривотолков.
Кстати, не мы одни столкнулись с такой проблемой. Попытка россиян законодательно урегулировать деятельность блогеров Федеральным законом от 5 мая 2014 года, фактически приравняв блоги к средствам массовой информации, потерпела фиаско. Более того, Федеральным законом от 29 июля 2017 года из законодательства понятие «блогер» было изъято, а сами блогеры оказались вне сферы правового регулирования.
В результате возникли законодательные пробелы в регулировании размещения рекламы в блогосфере, а также отношений блогеров с администраторами социальных сетей, что и стало главной темой обсуждения на многих конференциях. От чего и мы, собственно, тоже не застрахованы.
Однако вернемся к нашей истории, понятно, что такое положение дел не устраивало многих. Тогда попытку разъяснить суть нововведения предприняли специалисты в области IT- технологий, чем еще больше осложнили дело. Они считали, что под блогером стоит понимать не каждого пользователя, публикующего что-либо в интернете, а только тех, кто «системным образом информирует общественность, формирует общественное сознание по общественно-политической и социально-экономической тематике». «Если человек пишет что-то личное, что-то из своей жизни, это под закон не подпадает», — разъяснили они… Отдавая должное свободомыслию и смелости участников дискуссии, можно сделать вывод, что «разрешено все, что не запрещено». Сегодня мы имеем не лучший результат такого подхода к написанию закона, и получается, что вопросов больше, чем ответов. Очевидно, что размытость понятий, присутствие в обновленном законе белых пятен и позволяют на практике руководствоваться известным постулатом «закон что дышло, как повернешь, так и вышло». Тем более, что и после многих невнятных разъяснений напрашивается вопрос относительности «системности информирования общественности», если конкретно, то это сколько публикаций в день, неделю, месяц? И относятся ли к этому публикации фото, комментариев, размещение видео? Словом, что ни строка, то загадка, а не руководство к действию. Справедливости ради отметим, также документом определены четкие требования к распространению общедоступной информации во всемирной информационной сети Интернет, их нарушение влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Взвесив все ЗА и ПРОТИВ попытки законодателей хоть как-то определиться с появлением блогосферы, журналисты (а именно они тогда проявляли к делу активный интерес) признали попытку неудачной. Правда была надежда, что в ближайшее время могут появиться новые поправки и дополнения в существующее законодательство о блогерах по причине его абсолютной бестолковости и сложности в правоприменительной практике. Однако этого не произошло и в итоге мы имеем ТО, что имеем. Полагаем, что сейчас не надо убеждать законодателя в том, что нужен новый, хорошо написанный закон, который позволит решить актуальные проблемы и установит адекватные решения в законодательном урегулировании деятельности блогеров
Многие возразят, что у нас есть положения Конституции о свободе высказываний, и, в новом законе нет никакой необходимости: для привлечения к суду за клевету или искажение фактов у нас уже предостаточно законов.
Но мы уже столкнулись с тем, что те, что называют себя блогерами, всеми способами, включая незаконные (клевета, шантаж, вымогательство) пытаются, монетизировать свою деятельность. Как быть с этим? Являются ли блогеры деятелями интернет-культуры, журналистами, публицистами или случайным, стихийным явлением, – пока не установлено. Может стоит их и вовсе отнести к предпринимателям и взымать налоги за размещение рекламы в соответствии с законом? Об этом мы поговорим в следующей части публикации.
Любовь Николаева
Добавить комментарий