Астрономы обнаружили уникальную «двуликую» звезду

21.07.2023 20:00 1

Группа ученых из Калифорнии впервые обнаружила звезду, поверхность которой не однородна, а будто разделена на две части. Из-за ее уникальных параметров исследователи назвали небесное тело Янусом в честь двуликого бога из древнеримской мифологии.

Как пишет веб-издание Naked Science, одна сторона атмосферы белого карлика практически полностью состоит из водорода, другая - из гелия. Впервые в истории астрономии ученые наблюдали белый карлик, у которого внешние слои кардинально различаются по химическому составу. Статья об этом опубликована в журнале Nature.

Ученые пока не могут объяснить феномен атмосферы открытой звезды, расположенной в созвездии Лебедя, на расстоянии более 1000 световых лет - или 9,5 квадриллиона км. Согласно одной из гипотез, причина, по которой газы из разных полушарий белого карлика не смешались, - магнитные поля.

«Магнитные поля вокруг космических тел, как правило, асимметричны или могут быть сильнее с одной из сторон атмосферы. Если магнитное поле сильнее с одной стороны, оно может помешать смешиванию газов, следовательно, в этой части будет происходить неравномерное их распределение, будет преобладать слой с самым легким элементом - водородом», - объяснила руководитель исследования и научный сотрудник Калифорнийского технологического института Илария Кайаццо.

Чтобы решить загадку «двуликого Януса», команде американских ученых предстоит исследовать как можно больше подобных белых карликов. Искать их будут при помощи установки Zwicky Transient Facility.

Отмечается, что «Янус», фигурирующий в звездных каталогах под своим прежним «именем», точнее даже координатам ZTF J203349.8+322901.1, может быть самым «ярким» представителем сильно намагниченных белых карликов. Исследователи полагают, что подобные объекты помогут в будущем лучше понять механизмы эволюции таких тел.