В горное село Хушхабар не ведут дороги: цивилизации приходится добираться по тропам

29.06.2023 12:11 2

Село Хушхабар находится высоко в горах в Сариасийском районе Сурхандарьи - на одной из самых высоких точек пика «Хазрати Султан». Здесь нет дорог, добраться до него можно лишь на лошадях или ослах. Но несмотря на трудности, сюда впервые доставили первые газовые баллоны. Сотрудники местного райгаза в течение несколько часов добрались-таки до кишлака по горным тропинкам и подарили радость местным жителям. Своими впечатлениями об этом непростом и занимательном походе поделился Азиз Машрабов.

…В этот раз пунктом нашего назначения стало село Хушхабар, которое находится в Сариасийском районе в 220 км от центра Сурхандарьинской области и 60 км от райцентра. Чтобы добраться до кишлака, необходимо проехать 50 км по автомобильной дороге, 15 км на военном катере по реке Тупаланг и еще идти 7 км пешком. Жителям очень непросто спускаться вниз, в Сариасийский район, чтобы посетить рынок. Причина в том, что село расположено на одной из самых высоких точек пика «Хазрати Султан». По словам его жителей, им требуется в среднем 4 дня, чтобы только сделать базар. Один день уходит, чтобы добраться, еще один – чтобы вернуться, два дня отводятся на покупки на рынке.

«У нас родственники в райцентре, мы идем к ним домой, ночуем там и возвращаемся в уже со всеми покупками. Много лет назад, когда у нас вообще не было телефонов, это было очень и очень сложно. Помнится, еще в 2009 году один такой поход на базар растягивался чуть ли не на месяц. С 2010 года заработала сотовая сеть Perfectum – и то с перебоями. Сейчас, конечно, намного лучше - у всех на руках есть телефоны. Когда выезжаем из райцентра, звоним домочадцам, и они ждут нас на осликах», - рассказал один из жителей.

Когда мы отправились в село Хушхабар, нам пришлось идти пешком 3 часа от дороги. Поселок находится на высоте 2500 тысяч метров над уровнем моря. Горная дорога, конечно же, имеет свои трудности. Нам пришлось использовать все имевшиеся силы – и людей, и животных, настолько непросто передвигаться по горным тропам и оврагам.

Поскольку кишлак расположен в высокогорье, доставка питьевой воды туда по трубам потребует больших затрат. Однако выход нашелся – в селе есть чудесный природный источник. По словам местных жителей, родник имеет свою историю.

Как рассказал житель села Хусин Мухибуллоев, когда-то жил один пастух. Однажды он пас томящихся от жажды овец и увидел в отдаленном местечке пчел на кусте янтака - верблюжьей колючки. Когда он подошел и расчистил место от камней, появился родник. Попив из источника, он стал спускаться с гор и увидел внизу людей. Пастух рассказал о своей находке, о том, что, если подняться на этот холм, там можно найти целебную, чистую и вкусную воду, и основать деревню. Так на этом месте и появилось это село.

Сегодня родниковой водой пользуются 65 жителей. В августе и сентябре источник производит один литр воды в минуту или ​​60 литров в час. Для большего удобства, жители сделали чуть ниже небольшой колодец. Родниковая вода постепенно заполняет его, не утекая зря, кому надо, тот идет и берет ее.

В кишлаке всего одна школа - № 46 - на 5 учителей и 14 учеников. Как рассказал наш собеседник Хусин Мухибуллоев, оказавшийся одним из учителей этой школы, в зимние месяцы приходится туго – они здесь очень холодные.

«Нашей школе не предоставляется угольная продукция. Она давно нуждается в ремонте. Школьники жалуются, что зимой они мучаются из-за сильных холодов. В нашем телефонном разговоре с начальником районного отдела школьного и дошкольного образования Таджиддином-ака Узбековым он сообщил, что до августа будет подвезен уголь, а в селе Вачак построят большую школу», - поделился Хусин-ака.

Оказалось, что по инициативе главы государства кишлаку предоставили в 2017 году солнечные панели. Но спустя годы эти панели перестали хорошо вырабатывать электроэнергию.

«Несмотря на то, что крутые спуски и подъемы на пути к селу доставили немало трудностей газовикам, когда мы добрались до места назначения и увидели, сколько счастья принесли семи домохозяйствам, все трудности забылись. Честно говоря, я впервые находился в этой деревне. Прежде никогда не бывал в этих местах - только слышал. Сегодня мы тоже привезли в это село газовые баллоны», - рассказывает сотрудник отдела газоснабжения «Сариасиётумангаз» Азиз Тогаев.

Оказалось, что в этот горный кишлак газовые баллоны были привезены впервые в жизни. Раньше в эти места газ не поступал, потому что сюда не проложена автодорога. Сельские жители, как уже было сказано, отправляются в соседние города и села по тропинкам. Они очень искренни и приятны – все написано на лицах этих простодушных людей.

«Мы живем в очень отдаленном кишлаке от центра нашей области. И я и не думал, что однажды сюда доставят газовые баллоны. Мы причиняли много вреда природе до того, как появился газовый баллон, потому что у нас не было выхода. Сегодня, как и все мои односельчане, я очень счастлив. Приехали газовые баллоны, трудности остались позади. Большое спасибо работникам газоснабжения, которые привезли их и дали информацию о безопасности и правилах использования, а также о том, как установить баллон на нашей кухне», - поделился своей радостью Хусин Мухибуллоев.

«Мы живем в удаленных местах. Здесь все натурально, нам и в голову не приходило, что в наше село когда-нибудь придет газовый баллон. Здешние женщины вообще не умеют им пользоваться и прежде никогда не видели. Благодарю работников газоснабжения, которые нас всему научили. Несмотря на то, что это место далекое и труднодоступное, газовые баллоны все же привезли», - сказал старожил кишлака -  Жонмахмат бобо Рахмонов.

Как мы уже сказали, жители Хушхабара уже много лет спускаются в город с этих троп на лошадях и ослах. Однако в настоящее время в верхней части Тупалангского водохранилища ведутся работы по прокладке автомобильной дороги. В начале нашего пути, когда добирались на катере, мы стали свидетелями того, как тяжелая дорожная техника работала на верхней части водоема. Надеемся, что этот проект будет реализован. Тогда можно не сомневаться, что отрезанные от цивилизации горные села Хушхабар, Карш и Вачак станут весьма развитыми туристическими объектами.

По словам местных жителей, несколькими днями ранее хоким области организовал прием для жителей этих трех сел, выслушал обо всех проблемах. Сейчас о них можно рассказать любой обслуживающей организации. Ответственные лица из районной администрации дважды, а из районо один раз посетили кишлак, пообещав отремонтировать школу. Они сказали, что все проблемы этого села будут решены до праздника независимости.

На обратном пути, чем выше мы поднимались и чем ниже оставалось водохранилище, дороги становились все круче и опаснее. Когда мы проходили по скалам, захватывало дух. Прорубленные вручную тропы, деревянные мостики – когда проходишь по ним, все внутри замирает...

Здесь все прекрасно -  ясное небо, свежий воздух, прозрачная вода, зеленый арчовый лес, различные травы, дикие животные. Вернуться из этих мест без массы впечатлений просто невозможно. Ведь только чтобы добраться до этого горного кишлака, нам потребовалось не менее 3 часов и столько же обратно. Попрощавшись с приветливыми жителями Хушхабара, мы завершили здесь наше путешествие и вернулись назад.