Эксперты ИПМИ определили, на что чаще берут займы молодые семьи
Специалисты Института прогнозирования и макроэкономических исследований проанализировали особенности изменения потребительских расходов и доходов в течение жизненного цикла людей в Узбекистане, а также состояния, когда они вступают в долговые отношения.
Согласно гипотезе жизненного цикла стабильного дохода и потребления, доходы людей стремительно растут до 30 лет, пик сохраняется примерно в возрасте 30-50 лет и резко снижается после 60 лет. Это, в свою очередь, означает, что существует необходимость компенсировать разницу между доходом и потреблением за счет заимствований, считают в ИПМИ.
Опрос населения Узбекистана, в котором участвовали 450 человек, показал, что молодые семьи, где средний возраст кормильца 38 лет, тратят большую часть доходов на погашение долгов по сравнению с теми семьями, где средний возраст кормильца составляет 49 лет.
При этом выяснилось, что 18% респондентов брали взаймы на бытовую технику, 22% - на жилье, 13% - на автомобиль, 10% - на оплату обучения по контракту и 11% - на телефон. Остальные 34% опрошенных заявили, что у них нет долгов. И лишь у 18% имелись собственные сбережения.
Исследование показало, что 10% населения предпочитает брать кредит в банке, столько же - в коммерческих магазинах в рассрочку. Большая часть обращается за помощью к своим близким или пользуется личными сбережениями.
В этом ключе проведен анализ цен на оплату в рассрочку аналогичных моделей смартфонов, холодильников, телевизоров и кондиционеров, которые пользуются большим спросом в 13 самых популярных интернет-магазинах.
Для справки. Согласно данным Агентства статистики, в 2022 году на каждые 100 домохозяйств приходилось 309 мобильных телефонов, 115 холодильников, 171 телевизор и 45 кондиционеров.
Результаты показали, что средняя стоимость выбранного телефона той же модели составляет 4,8 млн сумов, холодильника - 8,1 млн сумов, телевизора - 6,8 млн сумов и кондиционера - 6,1 млн сумов.
Именно эти товары можно приобрести в магазинах в рассрочку на 12 месяцев. Однако они предлагаются покупателям в среднем по ставке от 70% до 77% годовых, что значительно выше, чем ставки по потребительским кредитам, которые выдаются коммерческими банками - от 17% до 38%.
Эксперты пришли к выводу, что большой разрыв между ценами и срочными процентными платежами на этих рынках свидетельствует, с одной стороны, о неравномерном распределении информации среди населения (информационная асимметрия), а также о необходимости проведения мероприятий по дальнейшему повышению их финансовой грамотности. С другой стороны, население, работающее в неформальной экономике с ограниченным доступом к банковским услугам, могло бы больше использовать рынок срочных платежей.
Добавить комментарий