Астрономы нашли старейшую звезду Млечного Пути

07.11.2022 20:00 0

Возраст нашего Солнца составляет около 4,5 миллиарда лет. И эта цифра кажется огромной. Однако ученым удалась найти звезду, которая более чем в два раза старше его. Ультрахолодный белый карлик WD J2147-4035 сформировался почти 10 миллиардов лет назад. Сегодня это всего только точечка в космосе, окруженная планетарными обломками.

Известно, что большинство звезд, в том числе таких, как наше Солнце, когда-нибудь станут белыми карликами. Это такие звезды, у которых не осталось запасов водорода, и они проходят стадию охлаждения. А это в свою очередь несет постепенное разрушение планетам, вращающимся вокруг звезды.

Такая судьба постигла двойную звездную систему в 90 световых годах от Земли. Ее обнаружил космический телескоп Gaia Европейского космического агентства. Несмотря на название «белых карликов», одна из звезд оказалась необычного синего оттенка, а вторая - самой тусклой и красной из всех, что были обнаружены прежде в пределах нашей галактики.

Ученые из Уорикского университета в Великобритании определили, что возраст красной звезды WD J2147-4035 составляет около 10,7 миллиарда лет. Согласно их информации, она была активна всего полмиллиарда лет, после чего начала остывать. Анализ испускаемого света на разных длинах волн позволил определить состав элементов в атмосфере звезды. Там оказалось много тяжелых элементов - натрия, лития, калия и углерода, попавших в этот участок галактики вместе с планетарными обломками.

Вторая звезда WDJ1922+0233 оказалась чуть моложе «компаньонки» - ей девять миллиардов лет. Поверхность небесного тела тоже оказалась завалена обломками планет, близкими по составу к континентальной коре Земли. Возможно, необычный цвет звезде придает ее гелий-водородная атмосфера. А у красной WD J2147-4035 атмосфера состоит практически из чистого гелия.

Эти два белых карлика оказались самыми холодными из наблюдаемых звезд: эффективная температура каждого из них составляет меньше 3000 градусов Цельсия. Для сравнения, у Солнца она больше 5500 градусов.

Хотя планеты этой звездной системы по составу напоминали Землю, они сформировались за шесть миллиардов лет до нее. Возможно, небесные тела такого типа не редкость в Млечном Пути. Их изучение позволяет астрономам «заглядывать в прошлое», изучая химический состав небесных тел, образовавшихся, вспыхнувших и погибших задолго до появления нашей Солнечной системы. Об этом пишет портал Naked Science со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.