В Узбекистане планируется создать международный финансовый центр
7-8 июля в Ташкенте на площадке Агентства стратегического развития Республики Узбекистан в рамках сессии «Создание международного финансового центра в Ташкенте: модель развития и ключевые направления деятельности» встретились ведущие международные эксперты, финансисты и инвесторы. Они поделились экспертным мнением и обсудили, какие преимущества и возможности даст Ташкентский международный финансовый центр (ТМФЦ) экономике Узбекистана.
Работа над созданием ТМФЦ предполагает развитие внутреннего финансового рынка, бесшовную интеграцию с международной инфраструктурой, развитие специализации в сфере цифровых финансов, моста между исламскими финансами и традиционными финансовыми рынками, наращивание объема национальных и трансграничных операций. Как сейчас можно заметить, в стране есть все предпосылки для реализации этих планов.
Финансовый сектор, соответствующий требованиям строительства Нового Узбекистана
В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг. содержатся масштабные и глубокие реформы. Предстоящие перемены основаны на понимании целостности и взаимосвязанности экономического, технологического и социального развития страны. Финансовый сектор участвует или вносит вклад в достижение 39 из 100 общенациональных целей. Он задействован во всех семи направлениях Стратегии. Поставлены задачи до 2026 года увеличить долю частного сектора в ВВП с 45% до 80%, завершить процессы трансформации в коммерческих банках с государственной долей, довести долю частного сектора в активах банковской системы с 15% до 60%. Такое динамичное развитие рыночной экономики представляет собой уникальную историческую возможность привлечь внимание иностранных инвесторов к финансовому рынку Узбекистана, создать мосты для связи национального рынка с зарубежными торговыми площадками, привлечь новые международные финансовые потоки. Это может быть органично создано за счет развития площадки международного финансового центра в Ташкенте.
Активно привлекать иностранные инвестиции могут «Зеленые» отрасли Узбекистана. Сегодня в мире финансовые рынки обеспечивают эффективное позиционирование и продвижение «Зеленой экономики». Международные инвесторы наращивают объем зеленых инвестиций. Так, в 2021 году мировой выпуск устойчивых облигаций достиг 859 млрд долл. США, что в 1,5 раза превышает значение 2020 года. Тренд позволит направить высвобождающиеся внутренние инвестиционные ресурсы в другие сферы экономики.
Экономическая основа для развития ТМФЦ
В Республике Узбекистан уже более 850 тыс. человек являются держателями акций. Из них более 5 тыс. проводят операции на фондовом рынке. Страна обладает позитивным опытом проведения IPO среди широкой базы инвесторов.
Зарубежные финансовые инвесторы уже рассматривают Узбекистан как территорию инвестирования. Около 2,5% всего акционерного капитала Узбекистана принадлежит иностранным инвесторам. Облигации Республики Узбекистан включены в портфель восьми международных ETF (Exchange traded fund).
Согласно прогнозу МВФ, Республика Узбекистан войдет в топ-10 стран по динамике роста номинального объема ВВП в 2021-2026 гг. Среди них она займет четвертое место по размеру экономики. Это усилит внимание международных инвесторов к нашей стране.
География ТМФЦ
ТМФЦ представляет собой площадку для многостороннего финансового диалога и сотрудничества. Рассматриваются три целевых направления сотрудничества для центра в Ташкенте - внутри Центрально-Азиатского региона, со странами Азии и со странами Запада.
Во-первых, развитие сотрудничества со странами Центральной Азии. Здесь Узбекистан обладает сильными позициями. На него приходится 50% населения и 20% ВВП региона. Страна может предложить услуги финансового хаба как внутри региона, так и между регионом и международным финансовым рынком. Благодаря открытию рынка акций узбекистанских компаний вырастет капитализация Центрально-Азиатского рынка акций компаний. Дружественные связи ТМФЦ с глобальными инвесторами позволят продвигать компании из других стран региона на международный рынок.
Во-вторых, развитие сотрудничества со странами Азии. На них приходится около 70% внешнеторгового оборота Узбекистана. Основными торговыми партнерами выступают Россия, Китай, Казахстан, Турция, Южная Корея. ТМФЦ может обеспечить «сближение» финансовых инфраструктур Узбекистана и стран-партнеров и тем самым снизить транзакционные издержки движения финансовых потоков между странами-торговыми партнерами, привлечь капиталы поставщиков продукции в Узбекистан для локализации производства, заинтересовать импортеров узбекской продукции в совместном расширении наших предприятий.
Исламская идентичность позволит привлечь капитал из региона MENA (Ближний Восток и Средняя Азия), выступить мостом между исламскими и неисламскими финансами, продвигать инвестиционный потенциал Узбекистана через сотрудничество ТМФЦ с финансовыми центрами Ближнего Востока: Дубай, Касабланка, Абу-Даби, Эр-Рияд, Катар, Кувейт.
В-третьих, развитие сотрудничества с Западом (США, страны ЕС, Великобритания, Канада, Австралия). Сотрудничество ТМФЦ с такими ведущими западными финансовыми центрами, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт, обеспечат продвижение инвестиционного потенциала Узбекистана, компаний реального и финансового сектора.
В связи с геополитическими изменениями спрос международных инвесторов на географическую диверсификацию эмитентов усилится. ESG-проекты в Узбекистане будут привлекать внимание финансовых инвесторов, которые уже ищут новые активы для вложений из-за вынужденного замедления ESG-трансформации экономик ведущих государств. Инвестиции в ценные бумаги растущей экономики Узбекистана позволят уйти зарубежным инвесторам от рисков в собственных экономиках. Это является дополнительным аргументом в пользу широкого подхода к определению географической специализации будущего ТМФЦ.
Триада – развитый внутренний финансовый рынок, зарубежные инвесторы и финтех (технологии и инновации в финансовых услугах) – изменят финансовую индустрию Узбекистана. Искусственный интеллект (ИИ), блокчейн, облачные вычисления и обработка больших данных определяют конкурентоспособность финансовых институтов, облегчают их клиентам получение финансовых услуг, предоставляют разнообразные возможности по инвестициям. В процессе создания международного финансового центра в Ташкенте Узбекистан сможет использовать эти передовые практики, институты и технологии для решения задачи повышения национального благосостояния.
Международный финансовый центр – это международное признание высокого качества социальных отношений: развитости культуры взаимодействия эмитентов, инвесторов и финансовых институтов, мажоритарных и миноритарных акционеров, судов, истцов и ответчиков, клиентоориентированных сервисов финансовой инфраструктуры, гостеприимства и деловой сосредоточенности. Таким образом, создание ТМФЦ представляет собой структурный проект формирования глобальной социальной среды Нового Узбекистана.
Международный финансовый центр в Ташкенте выступит важнейшим инструментом ускоренного развития Узбекистана за счет привлечения дополнительных инвестиций в страну и развитие новых отраслей экономики. ТМФЦ усилит запущенные программы реформ, сделает рост национальной экономики за счет развития финансового сектора и его вовлеченности в реформы, более устойчивым в перспективе, что позволит повысить уровень благосостояния не одного поколения граждан Узбекистана.
Добавить комментарий