Президент озвучил семь направлений повышения качества образования в Узбекистане
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев провел диалог с преподавателями и наставниками в Национальном институте педагогического мастерства, передает пресс-служба главы государства.
В ходе беседы Президент отдельно остановился на вопросе качества образования. Отмечено, что в государственных образовательных учреждениях 46 тысяч, а в частных организациях 38 тысяч педагогов не повышали квалификацию в течение последних пяти лет. В результате аттестации, проведенной с помощью искусственного интеллекта и цифровых технологий, 21 тысяча педагогов не смогла набрать достаточное количество баллов для подтверждения квалификации. К сожалению, такие ситуации негативно сказываются на уровне знаний учащихся.
В связи с этим определены задачи по повышению качества образования на новый уровень, которые включают семь ключевых направлений.
Первое - институт имени Абдуллы Авлони будет отвечать за повышение профессионального мастерства педагогов. На модернизацию и оснащение 12 региональных центров института в ближайшие три года из бюджета ежегодно будет выделяться 50 млрд сумов. Будет внедрена вертикальная система повышения квалификации, которая объединит профильное министерство, центр повышения квалификации, школу и детский сад.
Кроме того, будут отобраны 1300 опорных школ и 200 детских садов. Для молодых педагогов будут организованы «День профессионального развития» и «Час профессионального развития». Ведущим учителям, участвующим в этих программах, будет выплачиваться надбавка в размере 20 процентов к их заработной плате.
Второе - будет продолжена поддержка учителей и стимулирование их профессиональной деятельности. Со следующего учебного года будет внедрена выдача квалификационного сертификата на основе международных стандартов. Педагоги, набравшие на экзаменах 86 и более баллов, получат дополнительную надбавку в размере 70 процентов.
Глава государства также объявил о проведении конкурса «Учитель года», победителям которого будет предоставлено жилье. Ежегодное количество учителей, направляемых в санатории и зоны отдыха, будет увеличено в два раза.
Год назад была введена система обучения директоров школ. На сегодняшний день 1206 директоров прошли курсы и получили сертификат менеджера. Сейчас этим директорам выплачивается надбавка в размере 3 млн сумов. С 1 сентября 2025 года эта практика будет распространена и на заведующих детскими садами, которым будет выплачиваться ежемесячная надбавка в размере до 30 процентов.
Подчеркнуто, что грамотные и самоотверженные учителя - это уникальное богатство народа. В связи с этим указана необходимость создания книг и фильмов о них под названием «Почтение учителю».
Третье - в следующем году за счет выделяемых из бюджета 3,2 трлн сумов будут реконструированы и построены 375 школ и 97 детских садов.
Кроме того, в ближайшие четыре года в рамках средств Исламского банка развития и Фонда ОПЕК в размере 50 млн долларов будет построено 200 частных детских садов, что создаст 30 тысяч новых мест.
Для увеличения количества ученических мест в частном секторе с нового года предпринимателям, желающим открыть школу, будут предоставлены кредиты в размере до 20 млрд сумов. Часть процентной ставки по кредитам, превышающая базовую ставку в 1,5 раза, будет покрываться из бюджета. Также 50 процентов коммунальных расходов на строительство новых зданий частных школ будет компенсироваться из бюджета на срок до пяти лет.
Если предприниматели построят школу за свой счет, расходы на ее строительство будут вычитаться из налога на прибыль равными долями в течение двух лет.
Четвертое - для обеспечения качества и конкуренции в образовании будет повышен уровень цифровизации. За последние пять лет более 13,5 тысячи компьютерных классов оснащены 200 тысячами современных компьютеров. В следующем году будет обновлено еще 2 тысячи компьютерных классов, на что из бюджета будет выделено 400 млрд сумов.
Эти компьютеры будут оснащены электронными образовательными материалами, что увеличит возможности для самостоятельного обучения учащихся. Для облегчения усвоения сложных концепций будут созданы виртуальные лаборатории по точным и естественным наукам. С нового учебного года такие лаборатории будут установлены в 10 школах каждой области.
Также будет создана единая онлайн-платформа, где учителя смогут публиковать свои достижения, возможности и новые разработки.
16 экспертов из Сингапура повысят профессиональное мастерство учителей математики и естественных наук. Педагоги будут регулярно проверять свои знания на образовательной платформе, основанной на искусственном интеллекте.
Как и в частных детских садах, в 6800 государственных детских садах будут полностью цифровизированы процессы посещаемости, оплаты и формирования расходов на питание. Для этого детские сады будут оснащены планшетами.
Пятое - будет распространен опыт президентских и специализированных школ. Система оценки, применяемая в Президентских школах, будет внедрена еще в одной тысяче общеобразовательных учреждений. Хокимиятам даны указания по ремонту и оснащению этих школ на должном уровне.
Для создания единой образовательной цепочки, охватывающей дошкольное, общее среднее, среднее специальное, высшее образование и повышение квалификации, будут созданы кластеры педагогического образования. В качестве эксперимента такие кластеры будут организованы в городах Андижане и Бухаре.
Шестое - система отбора талантливой молодежи будет выведена на новый уровень. Для этого будет создан центр подготовки к международным предметным олимпиадам.
Количество поддерживаемых международных предметных олимпиад будет увеличено с 18 до 22. Учащимся, завоевавшим золотую медаль на престижной международной олимпиаде, будет выплачиваться 170 млн сумов, за серебряную медаль - 102 млн сумов, за бронзовую - 68 млн сумов.
Учителям, подготовившим этих учеников, также будут выплачиваться премии в размере от 50 до 150 млн сумов, а также предоставляться возможность получать 100-процентную надбавку в течение года. Руководители команд, чьи ученики впервые стали победителями международных олимпиад, также будут поощряться.
Президент выступил с инициативой об учреждении стипендии имени Абдуллы Авлони для одаренных студентов, обучающихся по направлению педагогики.
Седьмое - вопрос воспитания и нравственности, которые являются неотъемлемой частью образования. С этой целью был создан Национальный институт педагогики воспитания имени Кары Ниязи.
Подчеркнута важность формирования у молодежи идейного иммунитета, создания цифрового контента по воспитанию для родителей, учителей и учащихся.
Также определены задачи по использованию театрального и киноискусства, поддержке творчества молодежи, популяризации физической культуры и спорта, дальнейшему расширению читательской аудитории.
Встреча завершилась открытым диалогом. Педагоги, присутствовавшие на встрече и подключившиеся из регионов, высказали свои мнения и предложения. Президент поддержал их и поручил ответственным лицам принять меры по реализации предложений.
Добавить комментарий