В Узбекистане чрезвычайное положение может вводиться на 30 суток, а в отдельных регионах – на 60
Об этом говорится в принятом новом Законе «О чрезвычайном положении». В нем применяются такие понятия, как комендантский час, чрезвычайное положение (ЧП), Государственная комиссия по обеспечению режима ЧП, границы территорий, в которых вводится ЧП, комендант и комендатура территории.
Закон, принятый 15 декабря 2021 года и опубликованный в СМИ в четверг, 16 декабря, состоит из 7 глав и 38 статей.
Новым документом определены:
- цели, обстоятельства и порядок введения ЧП;
- особенности деятельности Олий Мажлиса в период действия ЧП;
- чрезвычайные меры и временные ограничения, применяемые в условиях ЧП;
- специальные органы госуправления, создаваемые на период действия ЧП;
- силы и средства, обеспечивающие режим ЧП;
- гарантии прав физических и юридических лиц в период действия ЧП и др.
Целями введения ЧП являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности граждан и защиты конституционного строя и территориальной целостности республики.
К обстоятельствам, при которых вводится ЧП относятся:
- реальная внешняя угроза, попытки насильственного изменения основ конституционного строя и (или) территориальной целостности республики;
- массовые беспорядки;
- террористические акты;
- блокирование или захват особо важных и категорированных объектов или отдельных местностей;
- подготовка (создание) и деятельность незаконных вооруженных формирований;
- межнациональные, межконфессиональные и пограничные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, повседневной деятельности госорганов, других организаций;
- крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии и другие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
- чрезвычайные экологические ситуации, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
ЧП на всей территории или в отдельных местностях республики вводится указом Президента, который незамедлительно публикуется в СМИ и в течение трех суток вносится на утверждение в Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса.
Депутаты Законодательной палаты и члены Сената обязаны прибыть к месту проведения совместного заседания незамедлительно, без специального вызова. Они не позднее 72 часов рассматривают вопрос об утверждении указа на совместном заседании без предварительного обсуждения в комитетах обеих палат и принимают совместное постановление, которое незамедлительно направляется Президенту.
Указ Президента о введении ЧП, не утвержденный на совместном заседании, утрачивает силу с момента принятия совместного постановления по данному вопросу.
При введении ЧП обе палаты национального парламента продолжают свою работу в течение всего периода действия ЧП и не могут быть распущены.
Срок действия ЧП, вводимого на всей территории республики, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. Если цели введения ЧП не были достигнуты, то его действие может быть продлено еще на один срок указом Президента.
На период действия ЧП могут вводиться чрезвычайные меры и временные ограничения, а также создаваться специальные органы госуправления по обеспечению режима ЧП, к которым относятся Государственная комиссия по обеспечению режима ЧП и комендатура территории, сообщает информационно-правовой портал «Норма».
Добавить комментарий