Почему в Ташкенте грязный воздух и что с этим делать? - Комментарий Минэкологии

12.01.2024 14:07 1

В последние дни социальные сети и СМИ, как ни странно, в унисон заговорили о загрязнении воздуха в столице. Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата выступило с разъяснением, озвучив причины возникновения ситуации и предложения для решения проблемы. 

 - Сегодня возрастающий уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, в том числе в Ташкенте, связан с увеличением объемов выбросов от источников электрической и тепловой энергии и от автотранспорта, что требует разработки мер по их диверсификации, - отмечается в заявлении ведомства.

Среди названных факторов, влияющих на загрязнение атмосферного воздуха столицы - незаконная вырубка около 49 тысяч деревьев в период действия моратория, проведение строительных работ без утверждения генеральных планов градостроительства. В частности, в Ташкенте, несмотря на действующий мораторий на строительные работы, они все еще продолжаются. 

По данным Минэкологии, еще одна причина - увеличение объема загрязняющих веществ, выбрасываемых транспортными средствами в атмосферный воздух. Экологический уровень транспортных средств по-прежнему зависит от качества используемого топлива и организации дорожного движения. 

- Количество транспортных средств в Узбекистане стремительно растет, если в 2021 году было 3,14 млн, то в 2023 году их количество составило 4,6 млн (рост на 32%). В среднем в Ташкенте передвигается 730 000 автотранспортных средств в день. Кроме того, от 160 000 до 300 000 транспортных средств въезжают из регионов. Автомобили, использующие бензин марки А-80, не соответствующий международным стандартам, выбрасывают в атмосферу больше вредных выбросов по сравнению с другими,  - отмечается в заявлении. 

Свою лепту в загрязнение атмосферного воздуха вносит сжигание угля и мазута. Если в 2019 году было использовано 3,9 млн тонн черного топлива, то в 2022 году это цифра достигла 5,3 млн тонн, а к концу 2023 года - 6,7 млн тонн. Это, в свою очередь, приводит к загрязнению окружающей среды, включая атмосферный воздух, почву и водные ресурсы. По имеющимся данным, в декабре в 9 котельных 6 теплоцентралей города Ташкента было использовано 3 тыс. тонн мазутного топлива.

 - Загрязнение воздуха Ташкента обусловлено направлением и скоростью ветра, температурой воздуха, солнечной радиацией, количеством и продолжительностью атмосферных осадков, температурными инверсиями (слой теплого воздуха, препятствующий диффузии смешанных частиц по вертикали) и другими природными факторами. Ташкент окружен горами, поэтому из-за того, что ветер не циркулирует, запыленный поток воздуха остается в городе и не может уйти естественным путем, - заявили экологи. 

Между тем Минэкологии выдвинуло ряд предложений по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха. 

На промышленных предприятиях 1 и 2 категорий воздействия на окружающую среду будут установлены пылегазоочистное оборудование,  проведена реконструкция и модернизация существующих мощностей. На этих территориях предлагается ввести посты наблюдения за источниками загрязнения атмосферного воздуха, а для осуществления мониторинга окружающей среды будут установлены автоматические станции. Это, в свою очередь, позволит отслеживать, анализировать, устранять выбросы вредных веществ от промышленных предприятий и стабилизировать экологическую ситуацию за счет оцифровки экологических ситуаций.

Кроме того, предлагается запретить использование моторного топлива (бензин марки АИ-80) экологической категории ниже стандарта «Евро-4», движение всех видов автотранспортных средств, выпущенных до 2010 года, использование угля в промышленных целях в районах Ташкентской области, прилегающих к столице, а также использование мазута в качестве резервного топлива на действующих в Ташкенте теплоцентралях.

Среди мер, которые позволят сократить вредные выбросы в атмосферу, считается ограничение движения транспортных средств массой более 3,5 и 12 тонн, предназначенных для перевозки грузов в час пик (с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00) на территории столицы. Такая мера послужит уменьшению заторов на дорогах и обеспечения безопасности движения, отметили в министерстве. 

Владельцам автотранспортных средств на бензине или дизеле при переходе на электромобили ведомство предлагает предоставлять льготы, преференции и субсидии. Для оптимизации автомобильного движения с целью уменьшения пробок на автомагистралях предлагается введение в качестве эксперимента правил вождения автомобилей в «нечетные и четные» дни . 

Вместе с тем, Минэкологии предложило организовать зоны, свободные от автотранспорта, на центральных улицах города, перевести общественный транспорт на использование электрическим, газобаллонным топливом и другими альтернативными видами топлива.

К мерам по улучшению ситуации с атмосферным воздухом также относятся объявление и соблюдение моратория на строительство всех видов объектов (кроме объектов социального и государственного значения), создание искусственных водоемов с целью обеспечения устойчивости микроклимата, положительно влияющего на качество атмосферного воздуха. При этом предложено создать «зеленый пояс» вокруг города для снижения скорости ветра, предотвращения миграции частиц почвы, установить табло и мониторы, постоянно публикующие показатели качества атмосферного воздуха.

В Минэкологии напомнили, что совместно с Международным общественным фондом Zamin в республике проводится ряд работ по интеграции 8 автоматических метеостанций, на которых установлен проект по автоматизированной системе мониторинга загрязнения атмосферного воздуха.

До первого полугодия этого года планируется интегрировать еще 6 станций в Ташкенте, Нурафшане, Андижане, Намангане, Фергане, Навои, Бухаре и Карши, уточняется в сообщении. 

Добавить комментарий

Комментарии
17.01.2024 09:51
По всей территории прошел дождь , снег , ночью 80% автобомилы стоять без движение ,а загря. 15-20 раз выше норм.Пыль, бензин мало важное. Значит то зажигаем печках уголь , мазут , резина , дрова .

Похожие новости

Мы в телеграм