Катар – Узбекистан: общность интересов в укреплении региональной безопасности
Визит эмира Катара шейха Тамима бин Хамада Аль Тани в Узбекистан привлек большое внимание как в Узбекистане, так и за рубежом, учитывая результаты, достигнутые договоренности и подписанные соглашения по его итогам в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной, инвестиционной и других областях.
Всего в Самарканде, где состоялись узбекско-катарские переговоры на высшем уровне, подписано 15 документов. Среди них - программы сотрудничества по линии министерств иностранных дел и юстиции на 2023-2025 годы и договоренность о создании совместной платформы для финансирования приоритетных инвестиционных проектов.
Визит стал важной вехой в переходе узбекско-катарских отношений на новый этап сотрудничества и направлен на укрепление дружественных связей и расширение взаимодействия между странами.
«Мы рассматриваем Катар как нашего перспективного партнера не только в ближневосточном регионе, но и во всем арабо-мусульманском мире», — подчеркнул Шавкат Мирзиёев в ходе переговоров с эмиром Катара.
В контексте этого необходимо отметить о растущей политико-экономической роли Катара в международных отношениях, особенно в обеспечении безопасности и разрешении конфликтов на Ближнем Востоке и в Афганистане. При этом страна, основываясь на приверженности к отказу от применения военной силы и принуждения, продвигает необходимость мирного урегулирования споров.
Катар и Узбекистан имеют общие интересы в обеспечении безопасности в регионе, особенно в Афганистане, поскольку государства стремятся к стабильности и процветанию в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
В свете этого важное место в дальнейшем прогрессе узбекско-катарского сотрудничества будет отведено вопросам восстановления и развития Афганистана.
Совместное сотрудничество может осуществляться в сфере инвестирования в инфраструктуру, реализацию крупных проектов в этом секторе, развитие образования, здравоохранения и других областях, способствующих стабильности и процессу восстановления страны.
Другим важным направлением общности интересов Ташкента и Дохи является политика противодействия терроризму и экстремизму, которую активно реализуют страны. Оба государства участвуют в международных инициативах в этой области, принимают необходимые меры для борьбы с такого рода проявлениями через двустороннее и многостороннее взаимодействие.
В частности, Катар является одним из основателей Глобального контртеррористического форума, координирующего инициативы с 30 различными странами, включая Францию, Великобританию, Германию, Канаду и США. Эмират достиг соглашения о создании Контртеррористической структуры ООН в Дохе и выделил на реализацию инициативы 75 млн долл. Страна является активным членом Центра по борьбе с финансированием терроризма.
В свою очередь Узбекистан является соразработчиком и активным участником Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии, принятого в новой редакции в ходе международной конференции высокого уровня в Ташкенте в марте прошлого года.
Кроме того, проводя политику противодействия терроризму и экстремизму, Катар и Узбекистан, как две важные страны мусульманского мира, придают большое внимание вопросам религиозного развития.
В этой связи, государства рассматривают просвещение и разъяснение истинной сути Ислама в качестве мирной религии как основной инструмент противодействия радикализации и экстремизма.
В этом направлении Катар и Узбекистан могут учредить совместные образовательные и культурные программы, направленные на распространение знаний об истинных ценностях и учениях Ислама среди молодежи и общества в целом. Это поможет противостоять искажениям религии, используемым экстремистами.
Страны могут сотрудничать в сфере религиозного образования, обмениваясь опытом и знаниями по исламской теологии, давая отпор неверным толкованиям исламских текстов, которые могут вести к радикализации.
Важным направлением в настоящее время является мониторинг и контроль распространения экстремистской и террористической пропаганды в средствах массовой информации и интернете. Стороны могли бы сотрудничать по данным вопросам, а также противодействовать этому с помощью позитивного контентa, показывающего истинные ценности ислама.
Основой для такого взаимодействия может выступать разработанная и принятая Узбекистаном совместно с Контртеррористическим управлением ООН в октябре 2022 года «Дорожная карта», где центральное место отведено вопросам религиозного просвещения, противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в киберпространстве.
Таким образом, Узбекистан и Катар могут объединить свои усилия для борьбы с экстремизмом и терроризмом, а также в продвижении истинного учения ислама, используя просвещение и диалог как основные инструменты.
Вместе с тем, оценивая перспективы узбекско-катарских отношений, можно отметить, что они имеют большой потенциал по всему комплексу двусторонних отношений, включая вопросы совместного сотрудничества по урегулированию конфликтов и укреплению региональной безопасности. Проведение такой политики может реализовываться через совместные инициативы Ташкента и Дохи в рамках ООН, ОИС, СВМДА, ШОС, где Катар стал партнером по диалогу в Организации.
В целом, Узбекистан и Катар могут находить общие интересы в расширении как экономических связей, включая торговлю, инвестиции и инфраструктурные проекты, так и политических, которые могли бы способствовать росту и развитию региона, обеспечению его безопасности.
Алишер Кадыров,
Руководитель отдела Института стратегических
и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Добавить комментарий