В Узбекистане больше всего жалоб на переполненность классов поступило из Наманганской и Андижанской областей
Об этом говорилось в исследовании коррупционных рисков на этапе приема в школу в рамках проекта «Создание первых антикоррупционных лабораторий в Узбекистане». В среду, 1 декабря, в Ташкенте состоялось общественное обсуждение результатов этого исследования.
Проект реализуется ОНД «Юксалиш» в партнерстве с международной негосударственной некоммерческой организацией «Региональный диалог» (Словения) и Агентством по противодействию коррупции.
Цель проекта, стартовавшего в декабре 2020 года, - создание экспертных лабораторий и изучение коррупционных рисков в масштабах страны, привлечение широкой общественности к этим исследованиям. Для начала опросы, в том числе анкетирование и интервью, направлены на оценку таких рисков на этапе поступления детей в начальную школу.
В исследовании участвовали родители первоклассников, учителя начальных классов в 114 школах 14 регионов Узбекистана. В апреле проведены пилотные опросы среди трех групп респондентов в двух школах Ташкента. В мае-июне состоялись масштабные опросы в 114 школах во всех регионах Узбекистана с охватом 28 городов, 31 районного центра, 31 сельского населенного пункта. Всего в исследовании участвовали 4920 человек, в том числе 114 директоров школ, 1563 учителя начальных классов и 3243 родителя первоклассников. Собранные данные систематизированы и проанализированы.
В ходе презентации отмечалось, что выявлен ряд фактов и факторов непрофессионального и коррупционного поведения среди трех групп респондентов, которые непосредственно участвуют в процессе приема в школу – учителей начальной школы, родителей первоклассников и директоров школ.
На основе ответов определены общие тенденции, являющиеся факторами недобропорядочного или коррупционного поведения. Эти тенденции влияют на процесс приема в начальные школы и на качество образования в целом. Они связаны, в основном, с проблемами системы квот микроучастков, нехваткой школьных помещений (переполненными классами), отсутствием конкретных критериев языкового отбора в начальные классы, низким качеством образования и недостатками в регулировании процесса приема.
К примеру, каждый пятый родитель, участвовавший в опросе, не смог устроить ребенка по квоте своего микроучастка из-за того, что в школе не было мест. В числе регионов с наибольшим количеством комментариев от учителей о переполненности классов - Наманганская область (52 процента), Андижанская (37,5 процента), Ташкентская (29 процентов), Хорезмская области (26 процентов).
Большая часть проблем уходит корнями в недостаточность бюджетного финансирования, которая, в свою очередь, вызывает внебюджетные платежи со стороны родителей, неэтичное поведение среди учителей и директоров. Другие тенденции охватывают инфраструктурные проблемы, обеспеченность школ, проблему низкой зарплаты, нехватки квалифицированных кадров, проблемы психологической незрелости детей при приеме в школу, а также влияние и давление, как со стороны родителей, так и вышестоящих организаций.
Добавить комментарий