В Узбекистане в 2024 году на 42 % выросло число обращений к омбудсману по кредитному мошенничеству
В 2024 году Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману) поступило свыше 6 тысяч обращений, связанных с экономическими правами граждан. Из них 9 % связаны со случаями мошенничества, сообщили в пресс-службе омбудсмана.
Подчеркнуто, что значительно возросло число случаев оформления кредитов в различных коммерческих банках на имя граждан без их согласия с использованием их личных данных. В 2023 году таких обращений было 110, в 2024-м этот показатель вырос на 42%. При этом в 60 % жалоб фигурируют лица, представлявшиеся сотрудниками компании Click или Центрального банка, которые, используя личные данные граждан, оформляли онлайн-кредиты. В отдельных случаях на имя одного гражданина открывалось по 5-6 кредитов в различных коммерческих банках.
«По этим обращениям следователи органов внутренних дел давали указания коммерческим банкам о том, что граждане не пользовались кредитными средствами и признаны гражданскими истцами, а до установления виновных лиц следует приостановить начисление и взыскание процентов по кредитам. Статья 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан гласит, что письменные указания и постановления следователя по находящемуся в его производстве делу, данные в соответствии с законом, являются обязательными для всех предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. Тем не менее банки по-прежнему требуют уплаты кредита с пострадавших в результате мошенничества граждан», - говорится в сообщении.
Омбудсманом по этому направлению подано 5 исковых заявлений в суды по гражданским делам в интересах граждан, в результате чего кредитные договоры, заключенные с банками, были признаны недействительными. В одном случае денежные средства, оформленные на имя гражданина, были возвращены в его пользу, а также взыскана компенсация морального вреда.
По данным ЦБ, в 2024 году в 463 случаях мошеннического оформления онлайн-кредитов на имя граждан нанесен материальный ущерб в размере около 15 млрд сумов.
Подчеркивается, что рост жалоб в этой сфере преимущественно связан с неосторожностью населения, недостаточным уровнем информационной безопасности и экономических знаний.
В офисе омбудсмана отметили, что одним из положительных действий в этой области стало введение Центральным банком Республики Узбекистан временного порядка, направленного на предотвращение мошеннических операций (фрод) с банковскими картами при онлайн-кредитовании физических лиц кредитными организациями. Этот порядок действует с 1 ноября 2024 года по 1 апреля 2025 года.
Добавить комментарий