В Узбекистане за полтора года в 494 проектах, разработанных госорганами, выявлено 762 коррупционных фактора
На сегодняшнем пленарном заседании рассмотрен вопрос о направлении министру юстиции Акбару Тошкулову парламентского запроса Законодательной палаты Олий Мажлиса о проводимой работе по совершенствованию нормотворческой деятельности, сообщает пресс-служба нижней палаты национального парламента.
На заседании отмечалось, что Конституции Республики Узбекистан в новой редакции создала политико-правовую основу, определив приоритетные направления дальнейшего развития государства и общества. В ней закреплены конституционные основы, предусматривающие новые механизмы защиты прав и свобод человека.
Внедрена модель «умного регулирования», «пакетный» принцип, начата антикоррупционная, гендерно-правовая, научно-лингвистическая экспертиза нормативно-правовых актов (НПА). 8 августа 2023 года принят Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов».
Также проведен ряд работ по унификации нормативно-правовых актов, регулирующих аналогичные отношения, и отмене документов, утративших на практике свое значение и актуальность. Так, с 1 января 2019 года по 1 сентября 2023 года признаны утратившими силу 1634 ведомственных нормативно-правовых акта. В результате их общее количество сократилось с 1500 до 1128 или на 25%.
Вместе с тем, согласно Закону «О нормативно-правовых актах», закреплено требование о возможности принятия НПА министерствами и ведомствами, если законодательными актами, указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров им предоставлены полномочия по принятию соответствующих нормативно-правовых актов.
«Наряду с проведенной работой в области нормотворчества существует ряд вопросов, ожидающих своего решения. В частности, юридическая экспертиза законопроектов юридическими службами министерств и ведомств по-прежнему проводится некачественно», - подчеркнули депутаты.
В частности, 1025 из 2121 нормативно-правового акта, представленного на правовую экспертизу Министерством юстиции в 2022 году, а также 386 из 822 документов, представленных на правовую экспертизу в первом полугодии 2023 года, противоречат действующим законодательным актам и правилам юридической техники.
Отмечено, что в связи с наличием коррупционных факторов они были возвращены в орган, имеющий право принятия НПА, или в организацию, разрабатывающую проект.
В 2022 году в 344 проектах, разработанных министерствами и ведомствами, выявлено 534, а в первом полугодии 2023 года - в 150 проектах выявлено 228 коррупционных факторов. С 2021 года введена система оценки регулирующего воздействия проектов и принятых нормативно-правовых актов, в которой определены категории, подлежащие оценке регулирующего воздействия. Однако в 2022 году и первом полугодии 2023 года 243 нормативно-правовых актов не прошли экспертизу ответственных министерств и ведомств.
Анализ деятельности Законодательной палаты в сфере законотворчества и парламентского контроля показывает, что есть некоторые аспекты, требующие акцентирования на них внимания.
На основе этого на заседании принято решение о направлении парламентского запроса Законодательной палаты Олий Мажлиса министру юстиции Акбару Тошкулову о проводимой работе по совершенствованию нормотворческой деятельности, заключили в нижней палате парламента.
Добавить комментарий