Президент одобрил предложение по реорганизации АО «Узбекистон темир йуллари» в холдинг

25.09.2023 19:39 0

Президент Шавкат Мирзиёев одобрил предложения по преобразованию компании «Узбекистон темир йуллари» в холдинг и внедрению современного управления в системе, в том числе путем разделения инфраструктуры, услуг по грузовым перевозкам и логистике, пассажирских перевозок, а также управления вокзалов и создания отдельных предприятий. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.

На совещании при Президенте Шавкате Мирзиёеве по приоритетным задачам реформирования железнодорожной сферы отмечалось, что за последние семь лет количество промышленных предприятий в Узбекистане увеличилось в 2,7 раза и достигло 110 тысяч, налажено производство более 2 тысяч видов новой продукции, объем промышленности вырос в 1,5 раза. Объем экспорта увеличился в 1,6 раза, достигнув в прошлом году 19 млрд долларов. За счет этого грузооборот вырос на 30%. В частности, в 1,5 раза увеличились грузоперевозки в город Ташкент, Ташкентскую область, Самаркандскую и области Ферганской долины.

При этом транспортно-логистические расходы за счет ситуации на международной арене возросли в несколько раз. Для таких стран, как Узбекистан, не имеющих прямого выхода к мировым океанам, наиболее удобным и дешевым транспортом является железная дорога.

Однако, как подчеркивалось на совещании, в настоящее время лишь 5% продукции на внутреннем рынке и 45% экспорта перевозится по железной дороге. То есть железнодорожная компания не может конкурировать с автомобильными грузоперевозками.

На совещании также отмечено, что темпы реформ в железнодорожном секторе отстают от обновлений, проводимых во всех отраслях экономики, и пришло время кардинальных изменений и в этой сфере.

В частности, за два месяца до этого было назначено новое руководство отрасли. В системе заменены около 30 начальников, которые мыслили по-старому, не проявляли инициативы. Неэффективные штаты были сокращены. По поручению Президента посещена 191 железнодорожная станция, проанализировано реальное положение их дел, проведены встречи с более 500 предпринимателями. В результате выявлены основные проблемы в отрасли и намечены их решения.

В частности, некоторые железнодорожные предприятия имеют низкую рентабельность, часть вагонного парка нуждается в ремонте и обновлении, не созданы необходимые возможности для участия частного сектора в отрасли, население жалуется на коррупционные явления при продаже билетов, недовольно условиями в вагонах и сервисом. Все это указывает на необходимость реформирования отрасли.

Глава государства обратил внимание на то, что доходы некоторых железнодорожных станций не покрывают расходов. Например, вокруг станции «Назарбек» расположены как акционерные, так и частные логистические компании. Предприятие «Юксарай», принадлежащее железным дорогам Узбекистана, за год заработало 277 млн сумов с 1 гектара, в то время как частные предприятия - более 1 млрд сумов. В связи с этим была подчеркнута важность привлечения частного сектора и инвестиций в железнодорожные станции.

На совещании также обращено внимание на то, что на станциях наблюдается высокая загруженность из-за того, что большая часть импортных вагонов поступает в столичные и областные центры. Поэтому отмечена необходимость изучения возможности перемещения ж/д грузовых станций за пределы городов. Это послужит сокращению движения грузовиков в городах, дополнительному притоку инвестиций в районы.

Подвергнута критике и оцифровка в отрасли, которая находится на неудовлетворительном уровне. В частности, за семь месяцев 2023 года только 8% грузовых перевозок были оформлены в электронном виде, 57% пассажирских билетов проданы через кассы.

Кроме того, въезд и выезд с центральных вокзалов ограничен. Автостоянки находятся далеко от них. Торговые и сервисные услуги на вокзалах не налажены должным образом.

Президент указал на необходимость контроля всех автомобильных и железнодорожных переездов, установки дорожных знаков, шлагбаумов и камер для предотвращения столкновений поездов.

Исходя из этих проблем, глава государства определил приоритетные задачи, стоящие перед отраслью. Как уже было сказано, одобрены предложения по преобразованию «Узбекистон темир йуллари» в холдинг и внедрению современного управления в системе.

Кроме того, поставлена задача внедрения механизмов кредитного и компенсационного распределения, предназначенных для обновления вагонного парка.

Должностным лицам поручено эффективно использовать пустующие площади на ж/д станциях и вокруг них, сформировать комплексные логистические услуги, а также крупные производственные проекты.  

Отмечена необходимость создания информационной системы «Единое окно» с проведением IT-аудита в отрасли и привлечением квалифицированных специалистов. При этом должны быть налажены электронное оформление грузовых документов, установка GPS в вагонах и информационная система онлайн-складов.

Поставлена задача продать или передать в другие отрасли непрофильные активы «Узбекистон темир йуллари», а вырученные от продажи средства направить на улучшение железнодорожной инфраструктуры. Теперь участие «УТИ» в активах вне отрасли будет строго запрещено.

Должностным лицам также поручено провести перепись и привести в порядок все железнодорожные переезды.

Поставлена задача разработать «дорожную карту» по реализации намеченных мер и регулярно информировать Президента о ее реализации.

Добавить комментарий

Комментарии

Похожие новости

Мы в телеграм