Проект постановления о лифтах ухудшит их безопасность и повлечет за собой рост коррупционных рисков - эксперт

14.09.2023 18:00 1

Неделей ранее сообщалось, что Министерство горнодобывающей промышленности и геологии (Мингеологии) разработало проект постановления о дополнительных мерах по обеспечению безопасности населения при использовании промышленной электротехнической продукции и усилению контроля ее качества. 

Документ призван решить проблемы в этой сфере, однако по мнению экспертов, их может стать больше. В связи с чем они обратились в Антимонопольный комитет и Торгово-промышленную палату, а также Министерство юстиции с просьбой «отреагировать на данный проект, чтобы впредь такого рода проекты, которые наносят целой отрасли экономики непоправимый урон, не выставлялись на всеобщее обсуждение», пишет Podrobno.uz. 

В публикации отмечается, что в Узбекистане после трагедии с женщиной-почтальоном власти решили пересмотреть требования к безопасности лифтов. Но это хорошее стремление в руках профильных чиновников, готовивших проект документа, «грозит превратиться в коррупционную кормушку и предоставление привилегий отдельным игрокам на рынке». 

Приводится мнение директора брокерской компании в сфере внешнеэкономической деятельности Дильшода Хорунова, который считает, что проект постановления правительства «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности населения при использовании продукции промышленной электротехники и усилению контроля качества этой продукции» приведет к снижению конкуренции и увеличению бюрократической волокиты для предпринимателей. При этом требования, которые приводятся в документе, фактически просто невозможно будет выполнить, что повлечет за собой увеличение коррупционных факторов, и только ухудшит безопасность лифтов. 

Отмечено, что проект постановления приводится на узбекском языке. Эксперт перевел основные пункты документа на русский язык и прокомментировал основные проблемные моменты. 

Так, пункт 2 проекта гласит: «Установить такой порядок, согласно которому с 1 декабря 2023 года запрещается оформление под таможенный режим «выпуск для свободного обращения» без сертификата соответствия лифтов, эскалаторов, траволаторов, промышленных систем воздушного охлаждения и промышленных отопительных котлов при импорте». 

Эксперт комментирует это нововведение следующим образом: 

- До недавнего времени сертификационные работы и таможенное оформление на вышеуказанное оборудование проводились следующим образом: импортер завозит, к примеру, лифт, подает согласно статье 269 Таможенного кодекса Узбекистана неполную грузовую таможенную декларацию в режим «Выпуск для свободного обращения» по процедуре условного выпуска согласно требованиям статьи 22 Таможенного кодекса. 

После оформления условного выпуска импортер обязуется в течение 60 дней провести процедуру сертификации, и при этом во время данного периода времени на него возлагается обязательства по запрету на использование (эксплуатации) в любой форме, а также продажи или иного отчуждения лифта. После проведения сертификационных работ и получения сертификата соответствия, импортер подает полную таможенную декларацию в режим «Выпуск для свободного обращения», что означает, что после оформления полной таможенной декларации груз (в данном случае лифт) приобретает статус товара, находящегося в свободном обращении на таможенной территории. 

В отношении лифтов действует технический регламент, утвержденный постановлением Кабинета министров № 801 от 16.10.2017г., где в пункте 47 указано: «Отбор образцов для определения показателей безопасности осуществляется с целью определения соответствия лифтов требованиям Технического регламента и производится согласно нормативным документам в области технического регулирования». 

Межгосударственным стандартом утвержден ГОСТ 33984.2-2016 «Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации. Правила отбора образцов». В данном ГОСТе в пункте 6.4. указано, что испытание лифта проводят у изготовителя или на объекте его установки. Лифты и прочее вышеуказанное оборудование является очень громоздким, в большинстве случаев прибывает в разобранном или частично разобранном виде. 

Это значит, что для проведения сертификационных работ, подразумевающих испытание лифта, его в обязательном порядке необходимо вывезти с таможенного склада на объект установки, собрать его, установить и только после проводить какие-либо испытания с ответственными лицами органа сертификации. Соответственно, вводить в эксплуатацию лифт до проведения сертификационных работ и получения сертификата соответствия запрещено законодательно. 

Возникает вопрос – каким образом проводить сертификационные работы по импортируемым лифтам без вывоза с таможенного склада, когда ГОСТом утвержден порядок, где испытания необходимо проводить на объекте установки лифта? Ответ очевиден – никак! 

Проводить сертификационные испытания на объекте завода-изготовителя – этот вариант сразу отметаю в сторону, так как не каждый иностранный производитель разрешит проводить сторонним людям какие-либо испытания у себя на производстве. Да и зачем это, если ГОСТ позволяет проводить испытания на объекте его установки. 

Даже если учесть последние события в Ташкенте, связанные с лифтами, где пострадали люди, и «за уши» притащить пункт 2 проекта как намерение по безопасности людей при эксплуатации лифтов, то почему в вышеуказанном запретном списке значится такое оборудование, как промышленная система воздушного охлаждения?! Учитывая климатические условия нашего региона, когда от промышленных систем воздушного охлаждения зависит работа целых отраслей экономики, вводить какие-либо запреты по импорту такого оборудования считаю нелепым и недальновидным решением! 

Этим же проектом хотят внести изменения и дополнения в некоторые решения правительства Узбекистана. В частности, пункт 4 в положении «О порядке сертификации продукции», утвержденном постановлением Кабинета Министров от 6 июля 2004 года № 318: «пункт 17 дополнить абзацем третьим следующего содержания: «Заявки на получение сертификатов соответствия на электротехническую продукцию подаются отечественными и зарубежными производителями этой продукции и их официальными дилерами». 

Комментарий эксперта: 

- Что это будет означать на практике – предприниматель завезет электротехническую продукцию из-за рубежа, при этом не являясь дилером данной продукции, а получить сертификат соответствия в Узбекистане он уже не сможет, потому что он и не дилер и не производитель. Как итог предприниматель терпит непоправимые убытки (стоимость товара, транспортировка, затраты на хранение на таможенном складе) из-за того, что он не сможет оформить заявку на сертификацию. И я уверен, таких предпринимателей, кто завозит электротехническую продукцию, не являясь дилером производителя сотни, если не тысячи. 

Статьей 12 действующего закона о конкуренции органам государственного управления и органам государственной власти на местах запрещается устанавливать иные дискриминационные или привилегированные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов. 

Статьей 22 закона о конкуренции (вступает в силу 04.10.2023г.) указано, что республиканским органам исполнительной власти и иным организациям, объединениям юридических лиц запрещается принимать акты и совершать действия (бездействие), приводящие к ограничению конкуренции на товарном или финансовом рынке и ущемлению прав и законных интересов потребителей. 

Считаю, что предлагаемое Министерством горнодобывающей промышленности и геологии Узбекистана вышеуказанное дополнение подпадает под действия закона о конкуренции, тем самым создает дискриминационное условие, ограничивая доступ на товарный рынок, ставя одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (в данном случае с дилерами производителя электротехнических товаров). 

В завершении эксперт напоминает: «В недалеком прошлом, примерно 8-10 лет назад, я помню, как были узаконены тепличные условия для некоторых хозяйствующих субъектов – тех, кто занимался импортом сахара, и цена на рынке в те времена складывалась от аппетита этих хозяйствующих субъектов. Так вот, то, что предлагает Мингеологии – это все то же самое, что и было 8-10 лет назад, то есть нездоровая конкуренция и доминирующее положение отдельных хозяйствующих лиц на рынке сбыта электротехнической продукции». В связи чем и озвучена просьба отреагировать на этот проект. 

Добавить комментарий

Комментарии
27.10.2023 09:54
Все у нас как то через одно место получается. Кто придумывает , и пропихивает законы, о чем нибудь думает? Какое же у нас отвратительное образование у начальников! Давно говорю, надо повышать уровень образования. Хотя как? Если даже учебники не пригодны для обучения. Т.е. вывод какой? Вывод напрашивается сам собой - кто издает учебники - сами безграмотные чиновники.

Похожие новости

Мы в телеграм